Сюжет знаменитого фильма «Бриллиантовая рука» основывается на заграничном турне простого гражданина СССР Семена Семеновича, который при маловероятном совпадении оказывается в центре махинаций контрабандистов.
Идея сценария и легендарные реплики
На такую тему авторов картины подтолкнула статья о нелегальном перевозе драгоценностей в гипсе, опубликованная в газете «Правда». В целом советские власти одобрили сценарий, но вместе с тем порекомендовали сделать роль милиции более выдающейся, сократить количество эпизодов с управдомшей Плющ и убрать Малыша – одного из трех контрабандистов.
Тарабарщина иностранцев была придумана Леонидом Каневским. Слово «мордюк» внес Гайдай после ссоры на съемочной площадке с Нонной Мордюковой. Фразу «Березина команит» тоже придумал Каневский, взяв девичью фамилию своей будущей супруги. В картине имеются интересные факты. Один из них о Володьке Трынкине, имя которого упоминается в ресторане. Дело в том, что это реальный человек, одноклассник самого режиссера Гайдая.
Андрей Миронов до такой степени натурально кричал «Спасите! Помогите! Мамочка!», что в съемочный процесс вынуждены были вмешаться настоящие спасатели на катере. Фраза «Шуба подождет» была взята из жизни Гайдая и Гребешковой. Режиссер фильма расплатился за машину для «Мосфильма» деньгами, которые изначально были отложены на эту деталь гардероба для его супруги Нины.
Музыкальное сопровождение
Изначально «Песня про зайцев» должна была звучать в эпизоде с пароходом, но перед самой премьерой фильма ее заменил на «Остров невезения», а она, в свою очередь, перебралась в стены ресторана «разбавлять пафос». Композицию «Вулкан страстей» исполнила Аида Ведищева. Это стало причиной обиды Светланы Светличной на режиссера за то, что тот не разрешил ей самой спеть.
Леонид Гайдай был вынужден отстаивать «Остров невезения» перед худсоветом, поскольку его членам песня показалась абсолютно безобразной. Авторство практически всех музыкальных композиций принадлежит Александру Зацепину.
Секреты съемок
Для подводной сцены с Папановым один умелец из «Мосфильма» вылепил смоляной бокс для камеры, поскольку в то время не было водонепроницаемой техники. Для других эпизодов были созданы фигурки людей, причем операторы снимали их при минимуме жидкости.
Роль мрачного типа с черепом на груди досталась журналисту Леониду Плешакову. Мужчина временно сменил профессию, дабы попасть на съемки «Бриллиантовой руки» и взять интервью у необычайно популярного актера Юрия Никулина.
«Такого же, но без крыльев» пегаса можно увидеть в комедиях «Служебный роман» и «Ширли-мырли». К слову говоря, эта реквизитная «лошадь» все еще хранится на «Мосфильме». Возможно, однажды зритель снова увидит ее, но уже в современной киноленте…