«В чем секрет твоего успеха?» Этот простой вопрос часто задают тем, кто достиг величия в своей области. Иногда эта тайна так хорошо замаскирована, что даже сам успешный человек не осознает причин. Успех театральных постановок подтверждает эти слова. Начиная с 1972 года, когда на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда», в последующем ставшие популярными спектакли стали использовать формулу, известную как «золотое сечение».
Что же означает данное понятие?
Золотым сечением называют иррациональное число, которое примерно равно 1,618. Это соотношение величин a и b, причем большая величина относится к меньшей точно так же, как сумма величин к большей.
Такое уникальное соотношение можно встретить в природе. К примеру, структура семян подсолнечника, форма раковин улитки имеют золотое сечение.
Совсем недавно оно было обнаружено и в геноме человека. Творческие люди на протяжении всей истории изучали это явление. Данная математическая формула хоть и неосознанно, но уже давно используется в искусстве, музыке и дизайне.
Если его правильно применять, золотое сечение может обеспечить идеальные пропорции и эстетическую красоту. Художественные шедевры, включая картину Да Винчи «Мона Лиза» (1506), сочинение композитора Беллы Барток «Музыка для струнных, ударных и челесты» (1936) и принцип «Модулор» Жилых единиц в Марселе архитектора Ле Корбюзье (1951 год) создавались на основе этой уникальной формулы.
Практическое применение формулы
Но будет ли золотое сечение подходящим инструментом для современной музыкальной композиции? Благодаря 3D-природе музыкального дизайна проводится интеграция интересных элементов в структуру мюзиклов в точках золотого сечения на протяжении всей их продолжительности. К этим элементам можно отнести драматический момент, такой как смерть персонажа, музыкальную изюминку (к примеру, изменение ключа). Хореография или смена декораций тоже используются в качестве визуальных элементов.
Наиболее важные элементы оживляют мюзиклы, их и помещают в точках золотого сечения. Теоретически такой подход повторяет эстетически приятные паттерны, найденные в природе, но при этом они воссоздаются в мюзикле.
Структуру, охватывающую золотое сечение, использовали для создания постановки «Зеленая дверь» с текстами Джейн Робертсон.
Анализ популярных мюзиклов
Для анализа мюзиклов была разработана модель, которая разделила продолжительность каждого из них на 16 пунктов золотого сечения. Результаты расчетов показали, что в «Отверженных» главные герои Фантина, Эпонина, Гаврош и Вальжана умирали на точках золотого сечения либо в непосредственной близости к ним. При дальнейшем анализе было выявлено, что основные изменения сюжета совпадали со всеми 16 точками золотого сечения.
Тот же процесс был применен еще к девяти мюзиклам, включая «Призрак оперы», «Кошки», «Мисс Сайгон» и «Аспекты любви». Но интересно отметить, что разница в точности стала очевидной в постановках, которые отличились непродолжительным прокатом. По сути, работы, которые добились кассового успеха, соответствовали формуле золотого сечения в полной мере, в отличие от тех, которые получили меньшую финансовую выгоду.
Интуитивное использование принципов золотого сечения
Исследование выявило еще одно интересное явление: ни один композитор намеренно не доводил свои работы до соответствия с золотым сечением.
Клод Мишель Шенберг, который являлся композитором «Отверженных», дал интервью о своем методе сочинения. Было очевидно, что в процесс создания произведения никакая математическая формула им специально не была включена. Обнаруженные совпадения являются полностью случайными. Они на интуитивном уровне реализуются талантливыми людьми с многолетним опытом.
После семи лет исследований также стало очевидно, что эстетическая связь с золотым сечением возникает не только в финале работы, но и сопровождает произведение в процессе создания.