Социальное обслуживание в России рассматривается как составная часть социальной работы. В настоящее время эта сфера деятельности (как государственная, так и негосударственная) находится на стадии совершенствования.
Пристальное внимание сегодня обращено на качество предоставления государственных социальных услуг в сфере социального обслуживания населения. Одним из способов повышения качества является стандартизация социальных услуг, оказываемых различным категориям граждан.
В 2007 году были утверждены Государственные стандарты социального обслуживания населения (ГОСТы), определяющие основные термины и понятия этой сферы деятельности, основные виды социального обслуживания для различных категорий граждан, типы учреждений, требования к качеству предоставляемых услуг, к персоналу учреждений и т.д.
Ранее принятый ФЗ «Об основах социального обслуживания населения» определил виды социального обслуживания населения.
К ним относятся:
а) Материальная помощь, то есть денежные средства, продукты питания, одежда, обувь, средства гигиены, предметы первой необходимости, специальные транспортные средства, топливо, средства реабилитации и другое.
б) социальное обслуживание на дому, целью которого является обеспечение права клиента на пребывание в привычной социальной обстановке в максимально возможных условиях.
в) полустационарное социальное обслуживание обеспечивается в условиях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания.
г) стационарное социальное обслуживание – это всесторонняя помощь лицам, нуждающимся в постоянном уходе.
д) предоставление временного приюта гражданам любого возраста в связи с трудной жизненной ситуацией.
е) организация дневного пребывания и консультативная помощь в учреждениях социального обслуживания.
ж) реабилитационные услуги гражданам в трудной жизненной ситуации, в том числе инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетним правонарушителям, женщинам и детям, подвергшимся насилию и т.д.
Система социального обслуживания населения ориентирована, в первую очередь, на незащищенные категории граждан. Поэтому виды социального обслуживания подвергаются стандартизации. Цель введения стандартов качества понятна – обеспечить рост уровня жизни семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Государство, согласно федеральному законодательству, поощряет развитие социальных служб негосударственных форм собственности. Однако любое предприятие, учреждение или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью (независимо от формы собственности), какие бы виды социального обслуживания они не оказывали, должны в своей деятельности ориентироваться на государственные стандарты качества социальных услуг.
Стандарты социального обслуживания конкретизируют объем и качество предоставляемых услуг: социально-медицинских, социально-бытовых, социально-психлогических, социально-экономических, социально-правовых.
Социальная служба разрабатывает и утверждает собственную систему качества в соответствии с национальными стандартами. Параметрами стандарта качества являются: наличие и состояние документации, условия размещения социальной службы, укомплектованность специалистами, техническое оснащение организации, состояние информации о предоставлении социальных услуг данной организацией, наличие собственной и внешней систем контроля за деятельностью.
Совершенствование данных параметров стандарта качества приведет к повышению качества социального обслуживания граждан.