Платежный баланс любого государства включает в себя наряду с прочими статьями торговлю товарами и услугами. Мировой рынок товаров и услуг представляет собой неотъемлемую часть международных экономических отношений.
Международная торговля услугами имеет принципиальное отличие от торговли товарами, и оно состоит в следующем:
— товары имеют вещественную форму и осязаемы, услуги – неосязаемы;
— любой товар видим, а услуга является невидимой;
— товары имеют способность поддаваться хранению, услуги хранению не поддаются;
— торговля товаром далеко не всегда имеет связь с производством, торговля услугами связана с производством почти всегда;
— экспорт любого товара предполагает вывоз товара за границу с таможенной территории без гарантий обратного ввоза, экспорт услуги – это оказание услуги нерезиденту, даже в случае его нахождения на таможенной территории страны.
Международная торговля услугами именно в силу невидимости и неосязаемости последних называется иначе невидимым импортом или экспортом. Производство большинства услуг объединено, в отличие от товаров, с их экспортом, и требует встречи покупателя и продавца, заключивших контракт на предоставление данного вида услуг.
Но и в этой сфере отношений есть исключения. Например, мировая торговля услугами консультанта может иметь вполне вещественный и осязаемый вид: распечатка доклада консультанта, программа на диске или флешке, и т.д. В качестве примера услуги, поддающейся хранению можно привести пример услуги автоответчика, а услугой не требующей прямого взаимодействия продавца и покупателя может быть обналичивание денег в автоматическом режиме по дебиторской карточке.
Международная торговля услугами имеет по сравнению с другими видами торговли некоторые особенности:
— регулируется внутри страны соответствующими статьями внутреннего законодательства;
— услуги производятся и одновременно подлежат потреблению;
— государство защищает производство и реализацию услуг в значительно большей степени, чем товары материального производства;
— международная торговля услугами тесно взаимосвязана с товарной торговлей и оказывает на нее воздействие;
— в отличие от товаров, не каждый вид услуг может стать предметом торговли.
В международной торговле услугами обязательным и ключевым моментом является то, что на каком-то этапе происходит физическое соприкосновение продавца и покупателя услуг. Только при этом условии может состояться сделка международной купли-продажи определенного вида услуги.
В настоящее время существует несколько разновидностей механизмов совершения сделок в сфере торговли услугами:
— покупатель услуги, представляющий одну страну и являющийся ее резидентом, приезжает к продавцу услуги. Этот механизм называется мобильностью покупателя услуги.
— продавец услуги приезжает к покупателю, являющемуся резидентом другой страны. Этот вид характеризует мобильность покупателя.
— одновременная мобильность обеих сторон или мобильность услуги. В этом случае обе стороны либо одновременно пользуются услугой, или встречаются в третьей стране, или же продавец покупателю оказывает услугу через представителей третьей страны.
Торговля услугами является в настоящее время одним из самых быстро растущих секторов мировой экономики, и причинами роста являются следующие явления. Степень мобильности как производителей, так и потребителей услуг увеличивается за счет снижения транспортных издержек; возникновение новых форм и средств спутниковой связи дают возможность вообще отказаться от непосредственного личного контакта покупающей и продающей сторон; увеличился спрос на услуги, ранее имевшие товарную форму: это касается финансовых услуг, услуг банков и страховых фирм.