Потребительский рынок сегодня становится неотъемлемой частью нашей жизни, ведь чтобы жить и процветать, человеку на сегодняшний день необходим не только ряд жизненно необходимых товаров и продуктов, но и их выбор. Функции рынка труда направлены на улучшение качества обслуживания и повышение жизненного уровня потребителя. Чтобы рынок функционировал нормально, необходимо соблюдение трёх условий: наличие частной собственности, конкуренции и свободных цен.
Основные функции рынка:
1. Регулирующая. Регулятором производства здесь выступает рынок посредством спроса и предложения. Таким образом, он устанавливает нужные пропорции в экономике.
2. Стимулирующая. Здесь рынок стимулирует внедрение на предприятие научно-технического прогресса, расширение товарного ассортимента и снижение затрат на производство.
Структура, виды и функции рынка:
1. Виды рынка:
- рынок товаров и услуг
- рынок труда
- рынок капиталов
- рынок информации
- финансовый рынок
2. Механизмы рынка:
- рынок свободной конкуренции
- регулируемый рынок
- монополизированный рынок
3. Степень насыщенности рынка:
- дефицитный
- равновесный
- избыточный
5. Законодательная база:
- легальный рынок
- «чёрный» рынок
Рынок ценных бумаг можно рассматривать как независимый сектор финансового рынка, именно он является источником привлечения капитала в рыночную экономику. Функции рынка ценных бумаг условно делятся на две группы: общие рыночные функции и специфические, которые значительно отличают его от прочих рынков.
Общие функции рынка:
Специфические функции рынка:
1. Перераспределительная.
Отвечает за:
- перераспределение средств между сферами и отраслями деятельности.
- перевод сбережений потребителей в производительную форму.
- финансирование госбюджета без выпуска в обращение новых денежных средств.
2. Функция страхования финансовых и ценовых рисков.
Рыночная экономика – это система, базирующаяся на свободе выбора, частной собственности и конкуренции. Прежде всего, она гарантирует свободу потребителю, поскольку предоставляет ему свободу выбора на рынке продовольственных и прочих товаров и услуг. Главной движущей силой рыночной экономики и главным мотивом выступает личный интерес, только для покупателей он представляет собой максимум пользы, а для производителей — максимум прибыли. Основой здоровой конкуренции является полная свобода выбора.
Здоровая конкуренция предполагает:
- Однородность услуг и товаров;
- Большое количество покупателей и продавцов;
- Отсутствие ценовой дискриминации;
- Полную информацию о ценах;
- Абсолютную мобильность всех ресурсов.
Частная собственность является гарантией невмешательства третьих лиц в добровольно заключённые контракты, она же и составляет базовую основу рыночной экономики. Между тем классическая рыночная экономика представляет собой метод, обусловленный государственным вмешательством в экономику. Правительство здесь выступает как организатор, определяющий правила игры на рынке и тщательно следящий за выполнением этих правил.