Установление разрешительных правил ведения бизнеса является одним из инструментов участия государства и его институтов в регулировании экономических отношений в обществе. Наиболее распространенной формой этого регулирования выступает лицензирование, которое осуществляется принятием на федеральном уровне соответствующих законодательных актов, устанавливающих виды деятельности, подлежащие лицензированию.
На сегодняшний день таковым выступает закон РФ № 99-ФЗ, в котором приведен полный список лицензируемых видов работы. Этот перечень включает виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию, которых на данный момент 49, и это значительно меньше, чем было предусмотрено прошлыми законодательными актами (предыдущая версия закона содержала 105 наименований). Вообще следует отметить, что уменьшение количества видов, на которые необходимо оформлять разрешение, приобрело характер позитивной тенденции и соответствует процессам либерализации экономики, которые происходят во всем мире.
Важно учитывать также и то, что некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию и указанные в данном законе, имеют определенные особенности по приведению их в действие. Связано это с тем, что многие предприниматели в данный момент могут осуществлять деятельность по разрешениям, которые были выданы на виды деятельности, не лицензируемые в соответствии с новым законом. И, соответственно, наоборот, есть такие, которые начинали деятельность по нелицензируемым видам, а теперь необходимо оформлять разрешение. Следовательно, исполнителям и ответственным службам необходимо время, чтобы произвести переучет предпринимательской регистрационной базы и точно зафиксировать, какие виды деятельности, подлежащие лицензированию, на сегодняшний день осуществляются по действующим разрешениям, а какие необходимо перерегистрировать или выдавать новые разрешения.
Уже упоминавшийся закон 99-ФЗ, определяющий виды деятельности, подлежащие лицензированию, предусматривает, что лицензированию подлежит предпринимательская деятельность за исключением нижеперечисленных направлений:
— деятельность в области атомной энергетики: ее производство, транспортировка и реализация;
— производство и реализация спиртосодержащей продукции и оборот алкоголя;
— ведение различного рода деятельности в области защиты государственных интересов и государственной тайны;
— осуществление деятельности в сфере кредитования и биржевых операций;
— проведение операций и сделок с ценными бумагами и прочими активами;
— работа, связанная с деятельностью по управлению и организацией инвестиционных фондов;
— создание, организация деятельности и управление пенсионными фондами и депозитариями;
— клиринговая деятельность;
— проведение страховой деятельности.
Перечисленные виды предпринимательства могут осуществляться только после оформления специальных разрешений, которые предусматриваются особыми законодательными актами. Как правило, выдача разрешений такого рода предусматривает проведение жесткой процедуры проверки заявителя. Примером может служить процесс определения того, какие виды медицинской деятельности, подлежащие лицензированию, можно доверить тому или иному заявителю. То же самое можно сказать и о такой деятельности, как оказание услуг в области телевидения, радиовещания, сыскной работе, организации доступа к сетям Интернет и так далее.
Важной чертой нормативного акта 99-ФЗ является обеспечение преемственности и логики применения. Например, это проявляется в положении, которое предусматривает, что если предприниматель осуществляет некоторый вид деятельности, который не требует лицензирования, а ранее требовал, то действие лицензионного статуса прекращается немедленно после вступления рассматриваемого законодательного акта в действие.