По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем онлайн-продаж в России ощутимо вырос. За январь и февраль 2021 г. общая выручка стала больше на 44,2% и достигла отметки в 431,3 млрд руб.
Стремительный рост
Цифра 44,2% отображает разницу между двумя зимними месяцами в 2021 г. и аналогичным прошлогодним периодом.
Причин столь заметного роста рынка e-commerce несколько:
- закрытие многих офлайн-магазинов;
- повышение конкурентной активности среди компаний, имеющих схожие услуги или продукты;
- локализация иностранного бизнеса в пределах России.
Компании из других стран увидели в рынке РФ возможности для роста во время пандемии. По этой причине зарубежный бизнес в России активизировался.
При этом российское законодательство устроено так, что для полноценной коммерческой активности иностранным компаниям нужно выполнять локализацию бизнеса на территории РФ.
Трансграничные игроки приняли эти условия и начали вкладывать средства в создание новых рабочих мест, развитие грамотной инфраструктуры и разработку полноценных интернет-магазинов.
В итоге объем сделок с участием иностранных компаний в зимний период 2021 г. составил 30 млрд р. Именно столько в сумме потратили россияне на приобретение товаров заграничных брендов.
Что получает бюджет
Если брать показатели 2020 года, то государство получило налогов из сегмента e-commerce на сумму в 80 млрд р. Это без учета НДС. Таможенные платежи пополнили бюджет на 2 млрд р.
Эти данные подтверждает АКИТ.
Помимо пополнения бюджета повышение уровня продаж в интернете привело к увеличению количества рабочих мест на 100 тыс.
При этом специалисты отмечают, что объем трансграничной торговли снижается. В АКИТ убеждены, что причиной таких изменений является укрепление внутреннего рынка РФ.
Качество технологий российских компаний растет, а вместе с ним повышается и уровень компетенций.
Информация от бизнеса
Крупные ритейлеры подтверждают тот факт, что объемы интернет-торговли стремительно растут.
Например, онлайн-магазин модной одежды Wildberries в первом квартале 2021 г. увеличил продажи на 79% в сравнении с аналогичным периодом в 2020 г. Речь идет о сумме в 134,7 млрд руб.
Если брать показатели продаж Wildberries по категориям, то наиболее ощутимый рост был замечен в следующих сферах:
- товары для здоровья – 258% прироста;
- продуктовая группа – 228%;
- спорттовары – 191%;
- товары для дачи и дома – 172%;
- косметика – 126%.
Суммарно в этих сегментах количество успешно закрытых продаж выросло на 108%. Это 126,5 млн выполненных заказов. Продажи выросли не только в столице и СПб, но и в регионах:
- Чукотка. Рост на 244%.
- Чувашия. Рост на 156%.
- Калининградская область. Рост на 138%.
- Ингушетия. Рост на 130 %.
- Татарстан. Рост на 127%.
В Avito тоже зафиксировали значительное увеличение продаж в сегменте С2С – от потребителя к потребителю. Уже к концу 2020 г. они превысили отметку в 1 трлн руб.
Причина перехода в онлайн
Одной из причин роста оборотов интернет-магазинов в 2020 г. стали пандемия и строгие карантинные меры.
Немало привычных для обывателей торговых точек закрылось. Часть граждан не хотели рисковать и перешли на покупки базовых товаров в Сети.
Экономист Юлия Сяглова убеждена, что есть еще одна причина, по которой онлайн-продажи начали стремительно расти. Речь идет о сотрудничестве крупных российских компаний с маркетплейсами.
Отечественные товары сейчас можно найти на таких известных площадках, как Wildberries, AliExpress и др.
Очевидно, что российские компании провели серьезную работу над качеством своей продукции и стали конкурентоспособными даже на заграничном рынке.
Дополнительным фактором, ведущим к росту онлайн-продаж, является повышение уровня доверия россиян к интернет-магазинам. Обыватели все чаще делают выбор в пользу заказа в Сети не только из-за действующих ограничений, но и потому что это удобно.
Особый прогресс пережил сегмент продовольственного ритейла — люди массово начали заказывать продукты с доставкой на дом.