С 9 марта по 1 апреля на Первом канале прошел премьерный показ нашумевшего ремейка советской экранизации популярного романа В. Шишкова о судьбах сибирского купечества на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого. Нередко зрители и критики задаются вопросом: зачем переснимать то, что уже давно очень удачно снято? Сериал режиссера Юрия Мороза Угрюм-река — как раз такой случай. Советская картина 1968 года, снятая режиссером Я. Лапшиным, безоговорочно признана шедевром, так зачем же опять касаться поднятых в ней тем?
Все дело в том, что настали новые времена, которые требуют нового осмысления, новых форм выражения, новой картинки. Продюсера сериала Константина Эрнста критики называют человеком, который, образно говоря, способен поворачивать реки вспять. На этот раз ему и сопродюсеру Денису Евстигнееву, а также съемочной группе удалось развернуть старый советский фильм лицом к современному зрителю.
О чем кино?
В основе сюжета – история семьи сибирских купцов Громовых. Главного героя Прохора Громова, сына купца и внука разбойника, одолевают честолюбивые мечты о покорении и подчинении себе родного края. Он ступает на тернистый путь поисков золота и установления своего владычества над Сибирью.
Одно из центральных мест в сюжете занимает любовная линия. Отцу и сыну выпало стать соперниками, ищущими расположения роковой женщины – Анфисы. В этом соперничестве отец готов пожертвовать сыном: он отправляет его в далекое и опасное путешествие. Но тот возвращается победителем, готовым к дальнейшим свершениям. В стремлении к своей цели Прохор предает былые чувства, закон и совесть. Гонясь за величием, в финале картины он оказывается на краю пропасти.
Почему новую экранизацию стоит посмотреть: великолепные пейзажи
Читая комментарии к картине Ю. Мороза, в которых она сравнивается с классической экранизацией, причем в большинстве случаев в пользу последней, хочется сказать: новый сериал следует все же посмотреть. Хотя бы для того, чтобы составить о нем собственное мнение. А взглянуть есть на что.
Прежде всего, поражают великолепные съемки природы. В шестидесятые, когда снималась черно-белая картина Лапшина, о таких кинематографисты не могли даже и мечтать.
Лента снималась больше года на Урале, в Кинешме, Москве и Подмосковье, в Суздале. Самой сложной создатели картины называют сибирскую часть, где съемки были связаны с труднопроходимыми местами. На уральской реке Исети актерам довелось преодолевать пороги на лодке. А завораживающую красоту рек и тайги, которую зрители видят в начале каждой серии с высоты птичьего полета, снимали под Красноярском.
Прекрасные актеры
Режиссер Ю. Мороз в одном из своих интервью сказал, что зрители встретятся в его картине с прекрасными актерами: потрясающим Александром Балуевым в роли Петра Громова, с Романом Мадяновым, Борисом Каморзиным, Станиславом Дужниковым, Юрием Миронцевым, Натальей Сурковой, Полиной Пушкарук, Александром Яценко. Одну из своих последних ролей сыграл в сериале непревзойденный Сергей Колтаков.
Другая Анфиса
По сюжету эта женщина стала настоящим яблоком раздора между отцом и сыном Громовыми. Первым делом хочется сравнить игру Юлии Пересильд в новой экранизации с игрой Людмилы Чурсиной. Высокая, статная, породистая красавица Чурсиной покоряет своей искренностью, чистотой и скромностью. От нее невозможно отвести глаз, как невозможно не проникнуться сочувствием к ее неподдельной любви и страданиям. Рыжая и кудрявая, взбалмошная Анфиса Юлии Пересильд с ее броскими, роскошными нарядами и украшениями – это совсем другой образ, вызывающий совсем другие, но не менее сильные чувства у зрителя.
Прохор Громов: новая трактовка образа
Главный герой — Прохор Громов — персонаж Александра Горбатова, известного зрителям по участию в Ненастье, Тихом Доне, Мурке. Из целеустремленного и мечтательного юноши в ходе картины он превращается жестокого и грозного тирана. Известно, что для исполнения этой роли актер значительно похудел. В исполнении Георгия Епифанцева этот персонаж напоминал деятельного и харизматичного Петра I, нацеленного на добрые свершения. В новой экранизации Прохор – буян с нервами, напоминающими оголенные провода, над которым в конце концов берут верх дурные гены…
Об изменениях в сюжете
Как неоднократно упоминалось режиссером Ю. Морозом, новый сериал является более полной экранизацией романа, нежели классическая советская картина. Хотя и новую версию нельзя назвать прямой экранизацией. От темы классовой борьбы, взятой за основу в старом фильме, создатели картины решили отказаться как от неактуальной.
В новой экранизации акцент сделан на мелодраматической и мистической линиях. Создателями придуманы и дописаны некоторые линии сюжета, а также в корне изменена мотивация главного героя. По мнению режиссера, теперь она более понятна для современного зрителя.