Чтобы нам ни говорили, но все же в фильмах жанра дистопия что-то есть. В таких лентах представлено бесстрастное, бесчувственное, распущенное общество, причем все выглядит очень убедительно.
Технологии позволяют нам постоянно поддерживать связь друг с другом. В таких картинах поднимаются вопросы о том, что значит быть частью общественного порядка и что значит быть в одиночестве.
Многие из этих фильмов основаны на сюжетах книг, которые имеют глубокий смысл, так как это жанр сложных историй, социологических, философских и культурных размышлений. Создание такой ленты – настоящее искусство, ведь она включает кинематографические трюки, актерское мастерство, и все это дополнено дистопическим повествованием.
Здесь описаны фильмы-антиутопии о будущем, посвященные темам, которые являются современными и наталкивают на серьезные размышления.
«Голодные игры: И вспыхнет пламя» (2013 г.)
Китнисс – это главная героиня фильма, храбрая спортсменка, которая принимает участие в Голодных играх в обществе имущих и неимущих. Это общество, которое не проявляет сочувствия и не знает, что такое прощение. Игры на выживание и неудача — это буквально смертный приговор. В мире, где царят дефицит, голод и дезинформация, Китнисс – героиня, которая выжила.
«Бегущий по лезвию» (1982 г.)
Фильм снят на основе классической истории Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». В центре сюжета находится один детектив, которому в не столь отдаленном будущем придется выполнить свое задание: отыскать и уничтожить экипаж репликантов (людей, которые были созданы в искусственных условиях для изнурительных работ). В ходе выполнения задания он встречает красивую женщину. Она изящная, таинственная и беззаботная. Эта роковая женщина — андроид или человек? Женщина или машина?
Упрямый детектив оказывается во власти этого репликанта, который запрограммирован так, что не способен испытывать никаких эмоций, в том числе любви и сострадания.
«Эквилибриум» (2002 г.)
В обществе после окончания Третьей мировой войны было запрещено проявлять какие-либо эмоции и чувства, все формы творчества. Главный создатель этих самых законов, забыв о дозе обязательных лекарств, которые подавляют все чувства, начинает испытывать и проявлять эмоции. Это заставляет его присоединиться к группе людей, которые выступают против этих законов.
«Эквилибриум» — это аллегория мира, в котором все принимают стероиды. Этот фильм — размышление о силе чувств и последствиях отказа от них или подавления.
«Гаттака» (1997 г.)
Нет никакой борьбы. Вы те, кто вы есть. А что, если индивид стремится к большим мечтам? Как далеко зайдет один человек в мире запрещенных возможностей, чтобы нарушить определенные границы? Может ли он сделать это сам?
Что значит вовлечь других в свои мечты, когда у каждого есть свои собственные планы? Если человек — «инвалид», как далеко он зайдет, чтобы покинуть свой мир и вступить в гонку за космос? Войдите в «Гаттаку» и откройте этот мир для себя.
«Вспомнить все» (2012 г.)
Это излюбленная почва философов, которые размышляли о памяти, смысле и идентичности. Фильм «Вспомнить все» — это определенный метафизический ландшафт с элементами сексуальности и подразумеваемого насилия.
Что делает главный герой, когда не может доверять не только окружающим, но и себе? Какая сила заключается в восприятии или памяти?
«История служанки» (1990 г.)
Здесь описано общество, в котором женщины в основном являются жертвами и племенным скотом, где защита, безопасность – это понятия, которые мало кому знакомы. «История служанки» исследует связи между автономией и обществом. Здесь биология женщины удерживает ее в плену.
«Элизиум — рай не на Земле» (2013 г.)
Тотальное социальное неравенство в каждой области привело к образованию небольшого количества суперпривилегированных людей, которые проживают на фантастической космической станции. А подавляющее большинство людей живут в нищете и невероятной убогости.
Работа, жилье и медицинское обслуживание для низшего класса ограничены. Один человек стремится спасти того, о ком он заботится, тем самым бросает вызов системе, предназначенной уничтожить того, кто не из числа элиты. Этот фильм вызывает озабоченность по поводу неравенства и социальных проблем, таких как деградация окружающей среды, иммиграция, здравоохранение, система правосудия. Как далеко мы пойдем, чтобы изолировать и защитить себя и, наоборот, что мы будем делать и как далеко мы пойдем, чтобы соединиться друг с другом?
Эти фильмы о дистопии, исследующие мир бесчувственного общества, несомненно, вызовут сильные и незабываемые чувства у зрителя, который стремится проанализировать связи между историческими темами и смыслом действий и свободы.
Пусть этот жанр не входит в число ваших любимых, но все же хотя бы раз стоит обязательно посмотреть эти ленты, чтобы знать, что каждого из нас ожидает в будущем, если мы не предпримем необходимые шаги, не образумимся и не останемся в первую очередь людьми. Не забывайте о человечности!