Оркнейские острова в Шотландии производят больше чистой энергии, чем их жители могут потреблять. Именно здесь активно развивается такая новинка как водородный транспорт. Какие это дает преимущества, почему это важно и чему может на этом примере научиться остальной мир, расскажем в этой статье.
Заправка водородом
Многие именно здесь впервые в своей жизни знакомятся с заправками на водороде. Одна из них расположена у дороги на Оркнейских островах, архипелаге у северо-восточного побережья Шотландии. Местные жители мечтают, чтобы их автомобили, паромы и котлы работали на водороде.
Специалист по водородному проектированию в Совете Оркнейских островов Адель Лиддердейл рассказывает, что здесь начали планировать свою водородную экономику в 2016 году.
В 2017 году, когда появились первые пять фургонов, на островах еще не было своего водорода, так как производство не началось. Вскоре появилась другая проблема: кто будет чинить сломанный водородный автомобиль? Ведь на островах живет всего 21 000 человек.
Жители островов планомерно находили решения, чтобы бы ни случалось. Они наняли специалиста, который обучил местного автомеханика, разработали образовательные программы для операторов паромов и правила для обновления морского законодательства, разрешающего использование водорода на судах.
Если все пойдет по плану, к 2021 году на островах появится первый в мире морской пассажирский паром, работающий только на водороде.
Этот опыт может вдохновить другие общины отказаться от ископаемого топлива.
Чистая энергия
В отличие от бензина или дизельного топлива, сжигание водорода само по себе не приводит к образованию каких-либо вредных побочных продуктов. Водород соединяется с кислородом внутри фургона, вызывая электрическую реакцию. Так работает двигатель.
Нет загрязнения воздуха и выбросов парниковых газов, которые способствуют глобальному потеплению. Помимо автомобилей, водород можно использовать для отопления зданий, электропитания, поездов, паромов и грузовых судов, а также для многих промышленных процессов.
Еще одно преимущество водорода в том, что он относительно легкий при хранении и транспортировке.
Сложности
Но производить водород сложно. Хотя это самое распространенное химическое вещество во Вселенной, оно редко встречается в виде газа, преимущественно образуя соединения с другими элементами. Нужно разбивать эти связи, чтобы получить чистый водород.
Этот процесс требует большого количества электричества — электричества, которое может использоваться для других целей, например, для питания электромобилей.
Исследования, опубликованные в феврале 2019 года, доказывают, что водород, полученный с использованием возобновляемой электроэнергии, может быть конкурентоспособным по стоимости. Такие установки окупятся в течение 10 лет.
На этих островах уже зафиксирована одна из самых высоких плотностей электромобилей в Великобритании. Благодаря таким источникам, как приливная и волновая энергия, Оркнейские острова вырабатывают чистое электричество, в котором нуждаются его жители. Даже после экспорта в национальную сеть Великобритании ветры, волны и приливы на островах вырабатывают около 130% электроэнергии, в которой нуждается население. Все это из чистых источников.
Производство водорода
Водород, который Лиддердейл закачивала в резервуар своего автомобиля, поступает с острова Эдей, где живут около 130 человек.
У них слишком много чистой энергии, нет возможности ее использовать. В 2012 году население острова вложило средства в ветряную турбину в надежде продать электроэнергию британской национальной сети и получить прибыль.
Но позже выяснилось, что в северной Шотландии появилось слишком много новых турбин. Не нуждались в ней и на Оркнейских островах, где Европейский морской энергетический центр испытывает новые приливные турбины в бурных шотландских водах.
С двумя надежными источниками чистой энергии остров стал идеальным местом для производства водорода.
После этого начали быстро появляться новые проекты. На острове Шапинсей была установлена вторая электролизная станция, котел для школы, были разработаны чертежи для создания гибридного парома.
Тем временем появилось несколько зарядных станций и пять модернизированных фургонов, работающих на водороде.
Снизить вред от судоходства
Компании и правительства по всему миру рассматривают водород как способ снизить вред, который наносит окружающей среде морское судоходство. На эту отрасль приходится более 2% всех глобальных выбросов углекислого газа.
Будучи архипелагом, Оркнейские острова зависят от паромной системы. Врачам, учителям, продавцам приходится ежедневно перемещаться между гаванями. Но паромы потребляют около трети ископаемого топлива Оркнейских островов, препятствуя их амбициям стать более экологичным местом.
Остров Шапинсей является домом для чуть более 300 жителей. Председатель фонда развития острова Стив Бьюс показывает турбину, принадлежащую сообществу. Она была построена в 2012 году. Она принесла достаточный доход, чтобы предоставить образовательные гранты, субсидию на дополнительную поездку на пароме до Керкуолла каждый вечер. Но при этом 36% его потенциала тратилось впустую.
Взаимовыгодное сотрудничество
Когда несколько лет назад к ним обратились несколько организаций, которые искали излишки электроэнергии для производства водорода в Шапинсее, траст состоялся. Бьюс подчеркивает, что у них много зеленого электричества, поэтому это имело смысл.
Электролизную станцию начали строить в декабре 2018 года. Она сможет производить 500 кг водорода в день, что примерно соответствует ежедневной потребности островов Киркволл и Шапинсей.
Жители Шапинсея продают излишки электроэнергии, получая более дешевое отопление. У них уже есть каталитический водогрейный котел при местной школе.
Что в будущем?
Конечно, в масштабах всего мира много ожидать в ближайшие годы не стоит. План, который реализуется на Оркнейских островах, является прототипом. Чтобы этот путь пройти остальной планете потребуются годы или десятилетия.
Тем не менее первые шаги многообещающие. Работа над проектом водопроводного парома уже ведется в порту Глазго.
Калифорнийские инженеры обещают создать подобный паром уже к концу этого года.
Международная морская организация уже согласилась в апреле 2018 года сократить выбросы парниковых газов в этом секторе. Планируется, что объем выбросов уменьшится на 50% к 2050 году по сравнению с уровнем 2008 года. Это большой шаг вперед для любого сообщества.
Нефтяной терминал
На одном из Оркнейских островов находится нефтяной терминал. Когда-то он был вторым по величине, обслуживающим корабли Великобритании в Северном море.
Учитывая с каким оптимизмом здесь говорят о чистой энергии, терминал ощущает себя пережитком прошлого, напоминанием о том, как связаны ископаемые виды топлива с нашей нынешней социальной структурой.
Специалист по маркетингу в компании EMEC Кэрон Оаг рассказывает, что ее отец много лет работал на нефтяном терминале. Многие люди здесь выросли, понимая, что нефтяной промысел был их основным доходом. Их малая родина предлагала мало вариантов для трудоустройства. Те, кто не уезжал за границу на работу и учебу, скорее всего, шел работать на терминал.
Сейчас все изменилось. Индустрия экологически чистой энергии предоставляет молодежи Оркни новые возможности.
Многие в Оркни, похоже, гордятся сложностью своих технологий, возможностью обеспечить работой местных высококвалифицированных специалистов. Потенциал отрасли привлекает сюда большое количество работников из Германии.