Одна из главных тенденций рынка недвижимости в прошлом году – резкий рост спроса на небольшие помещения. Как отмечают специалисты, интерес к недвижимости такого формата увеличивался постепенно в течение двух лет. В 2016 году помещения площадью до 50 кв. м стали лидерами продаж, оттеснив на второе место наиболее популярные до этого объекты площадью от 50 до 150 кв. м.
Факт, иллюстрирующий уровень интереса предпринимателей: в аукционе, на котором продавалось удачно расположенное помещение небольшого размера, приняли участие 32 потенциальных покупателя, и в итоге стартовая цена выросла втрое.
Помещение площадью в 27 м2 от Realty4Sale в зоне сверхинтенсивного трафика расположено на первой линии Тверской улицы в шаговой доступности от Кремля и Красной площади
В чем причины интереса к небольшим помещениям?
Первая и главная причина: во всех сферах жизни и бизнеса сегодня превалирует тренд на экономию. Причем он коснулся как потребителей, так и предпринимателей. Покупатели стали осмотрительнее тратить деньги. Поставщики товаров и услуг, чтобы привлечь клиентуру, также снижают расходы, которые вынуждены закладывать в стоимость товара. Помещения площадью менее 50 кв. м обходятся дешевле как в случае покупки, так и при аренде.
Второй значимый плюс «бизнеса в миниатюре»: большинство пространств такого формата относятся к категории «помещений свободного назначения», то есть в них в зависимости от конъюнктуры можно открыть и успешно развивать многие направления ритейла и услуг.
Помещение 28,2 м² от Realty4sale (Волгоградский проспект, д.80/2 | м. Кузьминки)
Широкий спектр возможностей
Прежде чем приобрести или арендовать небольшое помещение для бизнеса, определитесь с направлением дела, которое вы планируете развивать. Здесь надо учесть два аспекта:
1) есть ли в выбранной вами локации спрос на товары и услуги вашего профиля / нет ли поблизости успешных конкурентов;
2) может ли ваш бизнес разместиться на 50 кв. м, не нарушив санитарные и иные законодательные требования.
Рассмотрим основные сферы предпринимательства, которые успешно реализуются «в миниатюре».
Общепит
Открыть ресторан или кафе с полноценным меню в помещении в 50 «квадратов» вам вряд ли удастся: разместить зал, гардероб, кухню, склад, два туалета (для персонала и посетителей) и при этом соблюсти норму площади на человека в 1,6 м — будет сложно. Здесь на помощь придет специализация. Небольшая кофейня, бистро, пирожковая, пельменная, закусочная с фаст-фудом, бар – это вполне актуальные варианты. Рассмотрите такие предприятия общепита, которые рассчитаны на быстрое обслуживание.
Сейчас все большую популярность приобретают заведения формата «еда и напитки на вынос». Для открытия такого бизнеса потребуется минимум площади, а его посещаемость в случае правильно выбранного месторасположения (поблизости от метро, остановок общественного транспорта, вузов, мест массовой рекреации, в торговом центре и др.) будет отличной.
Помещения площадью 29,7 и 35,9 м2 от Realty4sale (улица Бауманская, 33/2 | м. Бауманская)
Ритейл
Делать ставку на торговлю продуктами есть смысл только при отсутствии поблизости крупных сетевых магазинов, так как они в любом случае выиграют у вас за счет широкого ассортимента и раскрученного бренда. Так что вновь делаем ставку на специализацию. На 50 кв. м может с успехом разместиться мясная или молочная лавка (важно заключить договор с ответственными поставщиками, возможно – фермерами, что даст вам преимущество при продвижении), торговля хлебобулочными изделиями, свежей или мороженой рыбой.
В сфере непродуктовых товаров также лучше делать ставку на узкую специализацию. Небольшое помещение отлично подходит для магазина тканей, цветов, сувениров, автозапчастей, зоотоваров, аптеки. Выбирать профиль нужно индивидуально в каждом случае, тщательно изучив потенциальную клиентуру и уровень конкуренции.
Сфера красоты
Услуги парикмахерских, салонов красоты, маникюрных салонов востребованы всегда, независимо от времени года и экономического состояния страны. Многие люди хотят вкладывать деньги в свой внешний вид и отказываются от этого только в чрезвычайных обстоятельствах. Обратите внимание: для того чтобы открыть бизнес, связанный с оказанием «услуг красоты», совсем необязательно иметь помещение в местах с большим пешеходным трафиком или на первых торговых линиях. Наоборот, такие услуги пользуются большим спросом в спальных районах. Главное – правильно определиться с ценовой политикой: услуги сегмента «эконом» будут пользоваться устойчивым спросом у людей с невысокими доходами, а элитный салон, расположенный в той же локации, рискует прогореть.
Еще одним активно развивающимся направлением в данной сфере являются занятия спортом. Причем открывать спортзал имеет смысл также в спальных районах, в расчете на жителей соседних домов. Правда, разместить зал «полного цикла» на 50 кв. м вряд ли удастся. Он требует 5 кв. м на тренажер, место для работы с тяжестями, раздевалку, душ, массажный кабинет, а при отсутствии горячего водоснабжения еще и бойлерную. Но если ваши потенциальные клиенты ради занятий спортом рядом с домом готовы пожертвовать массажем, а горячая вода в помещение подается централизованно, вы сможете открыть зал, который будет загружен весь день. При выборе помещения внимательно отнеситесь к высоте потолков: для нормальной вентиляции она должна составлять не менее 3,5 метра.
Также в небольшом помещении можно открыть:
– пункт оплаты мобильной связи и интернета;
– пункт выдачи товаров, приобретенных удаленно;
— ювелирные салоны;
– магазин по продаже чая, кофе, табака.
Для реализации многих из этих бизнес-идей вам понадобится помещение, занимающее существенно меньше, чем 50 квадратных метров, однако каждый из этих проектов способен принести хороший доход. Главное – не бояться начать.