На протяжении всей истории человечества вооружение играло большую роль в техническом развитии и эволюционном процессе. Люди вкладывали и продолжают вкладывать в армию огромные ресурсы, что особенно касается крупных могущественных держав. Немалая доля этих средств отводится на исследования и экспериментальные проекты. Нередко из них получаются успешные разработки, уходящие в серийное производство, а иногда подобные работы ни к чему не приводят и забываются. И также в обеих категориях есть проекты, которые своими характеристиками вызывают восхищение не только у военных, но и среди обывателей. Ниже представлены 10 военных автомобилей, самолетов и гибридов с такими качествами.
1. Chrysler TV-8
Одно из самых популярных и эффективных средств войны 20-го века – танк. Он коренным образом изменил облик войны, сделав ее масштабнее и в то же время более кровопролитной. Для разработки выдающихся танков конструкторам требуется немало времени, сложных расчетов и испытаний. До появления легендарного танка M1 Abrams американским инженерам нужно было пройти через множество проб и ошибок. Экспериментальные модели времен холодной войны порой были и вовсе смехотворны, но при этом впечатляли своим дизайном. Ярким примером такой разработки является Chrysler TV-8. Это танк-амфибия, обеспеченный двигателем V8 и электрогенератором.
2. ВВА-14 Бартини
Еще один пример гибридной техники, которая могла покорять две стихии. Данный самолет был разработан итальянским инженером Робертом Бартини после Второй мировой войны для СССР. Проект был задуман как средство противодействия ракете Polaris ВМС США. Самолет обладал высоким динамическим потенциалом, мог летать на большой скорости и высоте, в том числе с возможностью посадки на воде.
3. Гибрид NSU-Kettenkrad
Каждая война 20-го века являла миру нечто совершенно особенное от машиностроительной индустрии. Заметный вклад в эту сферу внесли немецкие конструкторы, кроме прочего выпустившие Sonderkraftfahrzeug. Это гибрид танка и мотоцикла, который заслуживает звания одной из самых причудливых «машин смерти» Второй мировой войны. Значительное количество этих гибридов использовалось на фронтах борьбы с Красной Армией.
4. Стелс-бомбардировщик B2
Вторая мировая война продемонстрировала не только величие инженерной мысли специалистов того времени, но и огромный потенциал военной промышленности с точки зрения бизнеса. На это обратили внимание американские компании, которые на протяжении всего периода холодной войны совершенствовали вооружение США в самых разных сферах. На этой волне в 1989 году был завершен бомбардировщик-невидимка B2. Сегодня этот самолет считается одним из самых странных в своем роде.
5. Бронеавтомобиль «Гарфорд-Путилов»
Первая мировая война также открыла дорогу многим перспективным разработкам, многие из которых сформировали базу для целых сегментов уже современной автомобильной промышленности. Это касается и универсальных бронированных машин, которые впервые стали использоваться в начале 20-го века.
Данный бронетранспортер был выпущен во время, когда Россия и США еще могли плотно сотрудничать. Модель базируется на шасси компании «Гарфорд». В ее оснащение входил четырехцилиндровый двигатель мощностью лишь 30 л.с. Скоростной максимум составлял всего 18 км/ч. Во всех смыслах скромная и даже вызывающая смех по современным меркам техника, но в свое время она являла собой одну из вершин военной инженерии.
6. Lun Class Spasatel
Еще один плод сотрудничества двух стран – США и СССР. Своего рода вездеход, способный перемещаться по разным типам местности. Кроме того, у этой модели была способность летать, поэтому можно говорить о ней как о самолете-амфибии. Lun Class Spasatel был принят на вооружение ВМФ СССР в 1989 году. Сегодня можно сказать, что это плавучая версия боевого корабля AC130.
7. Танк Simms Motor Car
Один из первых танков, которые не идут в сравнение даже с разработками Первой мировой войны. Тем не менее эти первопроходцы во многом и заложили фундамент для конструкционного развития данной техники. К тому же на полях боя они были весьма эффективны для своего времени, например в противовес кавалерийским подразделениям.
Конкретно эта модель была спроектирована Фредериком Ричардом Симмсом. Первый единственный прототип был принят на вооружение еще в 1899 году британской армией. Таким образом неверно мнение, что первые танки появились именно в Первую мировую войну. К этому времени инженеры проделали огромную работу по совершенствованию бронированных автомобилей. Что и говорить, машина Симмса лишь отдаленно может ассоциироваться с танками в их традиционном виде. Впрочем, и современные представители этого рода боевой техники не стоят на месте, развиваясь в разных параметрах.
8. Подводная лодка Surcouf
Французская армия прославилась благодаря Наполеону Бонапарту, однако в дальнейшем у нее не было столь же заметной роли на полях сражений. Но в части технологических разработок французским инженерам все же удалось предложить несколько интересных идей. В частности, это относится к подводной лодке Surcouf.
Судно получило название в честь Роббера Сюркуфа, капера, карьера которого связана с перевозкой рабов на лодках еще в 19-м веке. Став известным судовладельцем, он сделал немало на благо Франции, за что Наполеон наградил его титулом барона.
Что касается подводного судна Surcouf, то в результате столкновения с американским кораблем оно затонуло в Карибском море в 1942 году.
9. Vespa 150 TAP
Как и Франция, Италия в меньшей степени ассоциируется с военными успехами нового времени, чем та же Германия или СССР. Но и эта страна в 20-м веке смогла предложить весьма любопытную разработку для вооруженных сил. Vespa 150 TAP представляет собой невероятное сочетание двух концепций. С одной стороны, легковесный и уязвимый мопед, а с другой – безоткатное орудие M20 калибра 75 мм. Как бы то ни было, в 50-х годах данная техника успешно использовалась французскими десантниками.
10. ЗВМ-2901
Военная техника отличается разнообразием функций и дизайнов по разным причинам. В их числе и географические особенности региона, в котором планируется применять конкретное средство вооружения. Советский Союз в этом смысле мог бы считаться самой разносторонней державой, так как ему приходилось создавать технику для защиты границ в широком спектре климатических и природных условий.
Советский винтоход ЗВМ-2901 может считаться одной из самых странных боевых машин, предназначенных для проблемной местности. Благодаря шнекороторной ходовой части этот вездеход может преодолевать грязь, снег, лед и даже болото. И что самое удивительное, этот автомобиль непригоден для движения по обычной дороге. Механизм движения просто не действует на твердом асфальтовом покрытии.
Однако ЗВМ-2901, разработанный в 1970-х годах, вовсе не является первым винтовым авто. Впервые данную концепцию предложили инженеры Chrysler в начале 20-го века. Тогда авторы винтовой машины создавали ее для сельскохозяйственных нужд.