Следует ли возвращать музейные артефакты в страны, из которых они были привезены?

Саймон Дженкинс — член Королевского литературного общества, журналист, автор нашумевших книг по истории и архитектуре, ссылается в качестве авторитета на французского искусствоведа Андре Мальро, утверждая, что музей всегда был искусственным понятием, искажающим восприятие объектов, вырванных из контекста. Он утверждает, что украденные артефакты не принадлежат музеям.

Следует ли возвращать музейные артефакты в страны, из которых они были привезены?

Кто вправе об этом судить

Однако цитируемый Дженкинсом автор в прошлом проявил себя неоднозначно по отношению к �украденным предметам�.

Эпизод, обеспечивший ему раннюю славу, был попыткой украсть и продать четыре скульптуры из храма Бантеайсрей (иначе Бантеай-Срей) в Камбодже в 1923 году. Он был арестован и заключен в тюрьму, но протесты французских интеллектуалов обеспечили Мальро освобождение, а позже он прославился как заядлый коллекционер восточных древностей и �защитник всемирного наследия от пренебрежительного отношения коренного населения�.

Будущий писатель, культуролог, герой Французского Сопротивления, идеолог Пятой республики, министр культуры в правительстве Шарля де Голля высказывался о музеях, как о �мавзолеях�, связанных исключительно с приобретением, владением и статусом.

Следует ли возвращать музейные артефакты в страны, из которых они были привезены?

Что неуместно в Британском музее?

Рассуждения господина Дженкинса касаются прежде всего возвращения статуи острова Пасхи, Мраморов Элгина (не раз пострадавших в лондонских стенах от неосторожности и небрежности) и, конечно, бороды Сфинкса, которая не имеет смысла в Британском музее и намного уместнее на его подбородке.

Разумеется, это неполный список, и разнообразные музейные экспонаты, вывезенные когда-то из стран, в которых они были созданы, представлены во множестве выставочных залов по всему миру.

Следует ли возвращать музейные артефакты в страны, из которых они были привезены?

Аргументы в пользу интернациональной принадлежности артефактов

В защиту обоснованности пребывания культурно-исторических ценностей в музеях различных стран высказывался когда-то классик греческой литературы Никос Казандзакис. Его позиция основана не только на личном мнении, но и на обсуждении этого вопроса с общественными деятелями разных стран, в том числе, представителей государств, артефакты которых хранятся в самых знаменитых музеях Европы. С ним соглашаются многие современные историки и искусствоведы.

  • Если речь идет о предметах поклонения и религиозного культа, то, по возвращении их на родину, население может вполне обоснованно потребовать размещения святынь на месте изначального расположения. Там они могут быть украдены или испорчены, разрушены.
  • Для искренне интересующихся представителей других стран доступ к объектам будет затруднен.
  • Нет гарантии, что возвращенные артефакты будут интересны многим, скорее, наоборот, воссоединение их с историческим местом оценит малочисленная группа.

Последний момент был подтвержден анализом посещаемости африканских музеев. За пределами Египта, Кении и Южной Африки мало туристов и школьных групп посещают экспозиции. В основном они расположены в мрачных постимпериалистических постройках времен 1960-х. Правительство почти не поддерживает их. Йовери Кагута Мусевени — президент Уганды, хотел снести музей в Кампале.

Следует ли возвращать музейные артефакты в страны, из которых они были привезены?

Одним из компромиссных и удачных решений считается репликация (одновременное представление идентичных копий) некоторых объектов в нескольких музеях мира.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.