Система внутреннего контроля – это синхронизированный комплекс действий, которые совершает руководство, чтобы предупредить и выявить негативные события в организации. В целом, она направлена на выявление рисков компании, разработку мероприятий проверки, а также проведение мониторинга их эффективности.
Вся система включает в себя бухгалтерский учет, средства контроля и характеристику контролируемой среды.
Что касается структуры и задач системы внутреннего мониторинга, конечно же, нельзя выделить какую-то единую модель их создания и формирования. Однако не составит труда назвать некоторые общие черты ее построения, которые можно заметить во многих компаниях.
Так, система внутреннего контроля организовывается при участии нескольких служб. Для некоторых из них эта сфера деятельности является основной, для остальных – второстепенной. К первой категории относят службу экономической безопасности и контрольно-ревизионную структуру. Во вторую группу входит служба персонала, а также финансово-экономическая и юридическая структуры. Что касается подразделения, отвечающего за корпоративное управление, оно занимает одну из главных позиций, поскольку осуществляет контроль над регламентацией основных процедур управления.
Внутренний контроль на предприятии имеет достаточно сложную структуру. Так, служба экономической безопасности осуществляет постоянный контроль важных подсистем управления, определяет случаи серьезных нарушений положенной нормы, а также проводит профилактическую работу по предотвращению таковых. Что касается контрольно-ревизионного управления, его целью является периодическое проведение проверок финансово-хозяйственной работы подразделений, и, самое главное, осуществление контроля над соблюдением регламента управления. Финансово-экономическая служба проводит сбор информации и отвечает за планирование, то есть за тот фактор, который является отличительной чертой эффективного управления. Служба персонала занимается кадровыми вопросами и проводит проверку будущих сотрудников. Юридический же отдел несет ответственность за урегулирование всех правовых вопросов.
Система внутреннего контроля имеет несколько целей своего проведения. Так, она занимается следующим:
1. Осуществляет упорядоченную и эффективную деятельность компании.
2. Следит за тем, чтобы политики руководства придерживался каждый сотрудник предприятия.
3. Обеспечивает сохранность имущества компании.
Среди объектов системы внутреннего контроля называют циклы деятельности любой организации: снабжение, производство и реализация. А одной из важных функций является контроль над тем, чтобы все сотрудники соблюдали свои прямые обязанности.
Система внутреннего контроля для своей реализации использует несколько основных методов:
1. Бухгалтерский, финансовый и управленческий учет.
2. Контроль, ревизия и аудит.
3. Использование теории управления.
Оценка системы внутреннего контроля определяет степень доверия аудитора к представленной отчетности и влияет на его мнение при составлении аудиторского заключения.
Уровень надежности может быть оценен либо с точки зрения качества (высокий, средний, низкий), либо с точки зрения степени вероятности пропусков и предупреждения ошибок.
Исходя из того, что в настоящее время есть много хозяйственных операций, современный учет вести сложно, многие крупные предприятия стремятся к созданию собственной системы внутренней проверки. Все дело в том, что эта мера помогает обеспечить надежность и правильность бухгалтерской отчетности, а также поддерживать имидж надежного партнера и свести до минимума расходы на внешний аудит.