Когда Эльдар Рязанов только начинал работу над Служебным романом, он никак не мог предположить, что его фильм станет культовым. Своим актерам он сказал лишь, что будем делать интересный, добрый, теплый фильм. А получилось не просто интересно, а гениально!
Как же создавались образы персонажей этой картины?
А так ли все, как кажется на первый взгляд?
Фильм Служебный роман давно уже стал классикой советского кинематографа. Все мы любим его и его персонажей. Одним сочувствуем, кого-то жалеем, кого-то презираем. Со временем переосмысливаем эту незамысловатую историю и понимаем, что наше отношение к героям может немного меняться. И уже Самохвалов не представляется таким уж мерзким, секретарша Верочка — простой и милой, а Оленька — не такая уж и трагически влюбленная…
А все начиналась так просто: Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский 50 лет назад всего за три недели написали ироничную пьесу Сослуживцы. Произведение получилось удачным: 134 советских театра сделали постановку. Но авторам ни одна из них не пришлась по душе. И Рязанов решил снимать кино сам, чтобы загладить вину перед зрителями.
В итоге смешные диалоги, великолепный актерский состав, соединяясь, создали настоящий шедевр.
Одна роль — один претендент
Вопреки мнению большинства зрителей, роль Людмилы Прокофьевны Калугиной не была написана как раз под Алису Бруновну Фрейндлих. Поначалу это была всего лишь пьеса для театра, а не киносценарий, в котором лишь одна интерпретация.
Но Рязанов решил, что переделает историю для кинематографа только при одном условии: если Фрейндлих согласится играть Калугину. Другую актрису он в этой роли не видел.
Обычных кинопроб во время подготовки к съемкам фильма не проводилось. На этот раз была некая разминка ролей, нащупывание характеров, поиск внешнего облика персонажей, их костюмов, грима. Известно, что на каждую роль пробовался только один претендент. Рязанов каким-то образом чувствовал, кого из актеров и на какую роль приглашать.
Руководящая Золушка или Мымра
Конечно же, главной в картине была роль директора. Именно поэтому одним из вариантов названия было такое — Сказка о руководящей Золушке. Принцем в конце фильма оказывался простой статистик, а вот несимпатичная Мымра превращается в очаровательную Принцессу.
У этих двух главных героев в истории была одинаковая задача — показать, как гусеница превращается в прекрасную бабочку. Для этого симпатичной Алисе Фрейндлих нужно было сначала обезобразить себя до неузнаваемости одеждой, прической, аксессуарами… Гримерам и художникам по костюмам пришлось долго придумывать облик нудной и старомодной начальницы.
В итоге на экране все увидели нечно скучное, строгое, невыразительное, совершенно непохожее на женщину. Для актрисы был подобран костюм 52-го размера. Прическа выглядела ужасно. Сейчас только вот зачешу себя поуродливее – и в кадр, — говорила Алиса Бруновна. Завершили образ мужские очки. Не зря подчиненные директора были уверены в том, что у нее вместо сердца цифры и отчеты.
Но не все так просто в душе Калугиной: она просто очень одинокая женщина, которая однажды обожглась и теперь не доверяет мужчинам. Рядом с ней нет человека, ради которого она может захотеть стать доброй, милой и симпатичной женщиной.
История развивается так, что если сопоставить начало фильма и его окончание, даже не верится, что директор — одна и та же женщина. Алиса Бруновна очень аккуратно, шаг за шагом убеждала зрителей поверить, что такое преображение возможно.
Верочка и муж
Роли Верочки в пьесе и фильме — совершенно разные. В пьесе она хищница, эдакий практичный сухарь. Для фильма режиссер перекроил образ, оставив лишь одну черту: Вера так и осталась модницей. Все это Рязанов сделал исключительно для Ахеджаковой.
Первоначально задумывалось, что у Веры есть муж, который и появлялся несколько раз в кадре. Его должен был играть Александр Фатюшин. Но после сокращения его сюжетной линии актера можно увидеть только в трех крохотных эпизодах.
Новосельцев и Самохвалов
Рязанов ни секунды не раздумывал, кого приглашать на роль Новосельцева. Только Андрей Мягков. Правда, свою кандидатуру предлагал и Олег Басилашвили, который не был уверен в том, что он подойдет на роль Самохвалова. В то время у него были постоянные поездки из Питера в Москву, и он частенько был помятым.
А вот Андрея Мягков в быту всегда был максимально элегантен. Поэтому прежде, чем запустить его в кадр в образе Новосельцева, приходилось взъерошивать холеного москвича, мять его, трепать, чтобы вид у него был непутевый и жалкий.
А вот для помятого Олега Басилашвили у гримеров был припасен самохваловский лоск.
Влюбленная Оленька
После выхода фильма Светлану Немоляеву, сыгравшую ту самую, в кофточке с жуткими розочками, забрасывали письмами зрительницы, умоляя прислать стихотворение, которое она читала в Служебном романе. И она действительно старательно писала строки и отправляла адресатам.
Зрительницы скупали собрания сочинений Беллы Ахмадулиной, но найти стихотворение не могли. Оно было написано в стол и попало к Рязанову исключительно потому, что он дружил с поэтессой.
В итоге в фильме оно прозвучало, озвученное голосом Немоляевой с хрипотцой.
Для актрисы эта роль стала знаковой. Она очень старательно выписывала свой образ, подбирая одежду, походку, выражение лица — сначала восхищенное встречей с юношеской любовью, потом грустное оттого, что герой ее романа оказался совсем не принцем.
Актеры этого фильма были единой командой, благодаря чему и получился настоящий шедевр советского киноискусства.