Взаимосвязь и взаимодействие наиболее важных элементов рынка, которыми выступают предложение, спрос и цена образуют рыночный механизм. Рыночный механизм и его элементы предназначены для удовлетворения потребностей общества. Для удовлетворения этих потребностей необходимы ресурсы, которые ограничены. В связи с этим приходится выбирать оптимальный вариант их использования.
Рыночный механизм и его элементы созданы для удовлетворения потребностей, выраженных через спрос. Некоторые общественные потребности не могут быть выражены через спрос, это так называемые общественные товары. К ним относится обеспечение общественной безопасности, единая энергетическая система, национальная оборона и др.
Рыночный механизм и его элементы теснейшим образом связаны с ценой, являющейся основным инструментом, оказывающим воздействие на предложение и спрос. Большая часть потребностей населения удовлетворяется через спрос, который зависит от множества факторов. Это может быть реклама, мода, изменение вкусов покупателей. Нужно учитывать что покупатель приобретая товар желает сэкономить, так как заработные платы населения не высоки. Это значит, что количество приобретаемых товаров зависит от цены. Высокая цена, как правило, снижает спрос, а низкая его увеличивает. Колебание цен на опт не оказывает существенного влияния на спрос населения. На спрос влияют в основном розничные цены.
Спрос и предложение не только зависят от цены, они оказывают влияние друг на друга и напрямую, не взирая на цену. Предложение на рынке рождает спрос, а рост спроса, в свою очередь – предложение товара.
Спрос — потребность населения в каком-либо товаре или услуге и желание его приобрести за определенную цену.
Предложение – предоставление для приобретения определенных товаров, которые пользуются спросом.
Цена – это фактическое соотношение спроса и предложения.
От конъюнктуры рынка зависит экономическое положение потребителей и производителей. Они должны при осуществлении своей деятельности руководствоваться
параметрами рынка, то есть спросом, предложением и ценой.
Под конъюнктурой рынка понимают совокупность экономических условий, складывающихся в настоящее время, влияющих на экономическую деятельность по реализации товаров и осуществлению услуг. К экономическим условиям относятся: уровень цен, соотношение спроса и предложения, платежеспособность потребителей, емкость рынка, состояние товарных запасов и т.п. Рыночный механизм и его элементы необходимо знать, чтобы осуществлять свою экономическую деятельность. Нужно уяснить законы, которые находятся в основе его использования. Это законы: спроса и предложения, падающего спроса, стоимости и полезности, конкуренции, изменения предложения, прибыли и т.п. Законы реализуются через разные типы цен: равновесные, эквивалентного обмена, дискриминационные, монопольные, зональные и др.
Рыночный механизм управления в России.
В том случае, если рынок остается бесконтрольным, не регулируется со стороны государства, то происходит расслоение населения по материальному положению, отсутствуют какие-либо социальные гарантии, может произойти монополизация рынка, а также ряд иных негативных моментов, так как рыночная экономика направлена в первую очередь на получение прибыли.
Государство берет на себя функции по противодействию негативным явлениям, которые могут произойти, и использует для этого все возможные эффективные механизмы и средства. Должно быть достигнуто соотношение рыночного механизма и государственного управления, при котором государству необходимо обеспечить опеку рыночного механизма.
Рыночный механизм формирования доходов
Доходы населения — показатели социального и экономического благополучия общества. В результате их функционального распределения происходит формирование заработной платы, прибыли, ренты и процента. Функциональное распределение есть соотношение доходов от труда и от собственности.