Феномен современной экономики состоит в том, что знания предстают как особая организация коммерческой деятельности в рамках складывающейся парадигмы. Знания стали не просто самостоятельным фактором производства, а центральным элементом во всей системе факторов. Их диффузия и распространение в мировом масштабе обусловливают сложность, двойственность и фрагментацию современной системы хозяйствования, значительно затрудняя тем самым анализ основных тенденций ее развития. Экономика знаний представляет собой смешение направлений, форм и субкультур, что приводит к формированию нового типа взаимоотношений в рыночной системе, увеличению количества факторов, необходимых для успешной и эффективной коммерческой деятельности. Динамика требований, предъявляемых к продукции, товарам, услугам со стороны потребителей, определяется одновременным сосуществованием различных систем ценностей, предпочтений, образов жизни.
В обществе, основанном на знаниях, виды сервисной деятельности, приобретение того или иного товара все чаще сопряжены с социальной актуализацией, вызывающей трансформацию представлений о продукте как необходимости в элемент и возможность культурной или психологической индивидуализации. Становление такой экономики сопровождается не только изменениями рыночной и экономической позиции потребителей, когда изменяются традиционные виды деятельности, но и фрагментацией самого рынка. Модификация его характерных черт вызвана радикальным преобразованием значения и воздействия социальных и экономических институтов на развитие индивидов, высокой степенью чувствительности знаний к фактору времени. Современные субъекты хозяйствования осуществляют свою деятельность и построение конкурентных стратегий в условиях большого числа непредсказуемых и сложно идентифицируемых факторов внешней среды, под воздействием колоссальных объемов, интенсивности и нарастающей скорости изменения информации, которые, в свою очередь, трансформируют и виды деятельности коммерческих предприятий. Данные тенденции изменяют представления о роли и методах управления компанией, о том, какие виды деятельности будут для нее наиболее предпочтительными.
Использование потенциала предпринимательства ведет к изменению организационных форм, структур субъектов хозяйствования и формированию новых типов, способствующих творческой реализации индивидов. Создание и функционирование современных фирм основывается на непрерывной инновационной ориентации, экономической целесообразности, кооперации и специализации труда, технологической взаимосвязи производственных процессов и видов деятельности. Характерной чертой современности становится возрастание интеграции в управленческой деятельности, обусловленной переходом к горизонтальным структурам с минимальным количеством уровней между руководством организации и непосредственными исполнителями. Такие виды деятельности и организационные отношения в компании строятся не в соответствии с поставленной задачей, а путем выделения ключевых процессов со специфическими целями. Подобный подход позволяет устранить связи, не обеспечивающие создание добавленной стоимости.
Для финансовой сферы также выгодно социально-ответственное поведение — рост котировок акций, продаж, узнаваемость продукции. Социальная ответственность является одним из механизмов воздействия деловых кругов на общество. Ее реализация в обществе, основанном на знаниях, проявляется в виде различных инициатив и масштабных социальных программ — спонсорской помощи, меценатства, конкурсных механизмов в образовательной сфере. Ключевыми отличиями социальной ответственности от традиционной благотворительности являются, во-первых, не только оказание содействия нуждающимся, но и поиск наиболее эффективных способов оказания помощи, во-вторых, решение социальных задач при минимальных организационных затратах и, в-третьих, добровольность, охватывающая обязанностями администрацию субъектов хозяйствования в одностороннем порядке. С данной точки зрения наиболее широкое применение находят модели использования выплаты процентов с капитала, формируемого за счет пожертвований субъектов предпринимательского сектора и средств именных фондов (стипендиальная поддержка).
Выбор способа и источников привлечения средств определяется спецификой социально-экономических условий региона и сферы применения. Механизм социальной ответственности способствует укреплению контактов между акционерами, наемными работниками, субподрядчиками, потребителями, местными властными структурами и всеми заинтересованными сторонами. Взаимный интерес государства и предпринимательства в проведении институциональных реформ, в защите конкуренции, формировании организационных структур и способов регулирования рынка трансформирует его в технологии сотрудничества с мощным консолидирующим потенциалом.