«Запорожец» — это самая маленькая машина в СССР. Транспортное средство в два раза стоило дешевле Вазовских модификаций. В первые годы производства цена указанной версии составляла 1800 рублей. Следовательно, приобрести авто мог любой человек, имеющий стабильную работу и ведущий нормальный образ жизни.
Прозвища
«Первенец» комбината ЗАЗ имел множество обидных и смешных прозвищ. Среди них:
- «Чебурашка»;
- «Ушастый»
- «Запор»;
- «Горбатый»;
- Мыльница»;
- «Инвалидка».
На одном из собраний ЦК Партии Н.Хрущев назвал машину «консервной банкой». В результате, производители поспешили выпустить новую модификацию «Запорожца».
Праворульным «жужиком» окрестили модификацию 965С, которая предназначалась для перевозки почтовой корреспонденции. Среди особенностей – контейнер для писем на месте заднего дивана, заслонки из металла вместо задних окон, расположение руля с правой стороны. Последний момент позволял почтальону выходить непосредственно на тротуар возле почтовых ящиков.
Экспортные версии и прототипы
Запорожские автомобилестроители выпускали в свое время версию ЗАЗ-965А «Ялта», которая отличалась улучшенным оснащением. Среди особенностей – повышенный уровень шумовой изоляции, внешнее зеркало заднего вида, наличие радиоприемника и пепельницы.
Прототипом «горбатого» считается итальянский автомобиль «Фиат-600». Сходство между этими машинами заключается в дизайнерском оформлении кузовной части, конструкции узла подвески, узлами рулевого управления и трансмиссии.
В отличии от итальянского прототипа, силовой агрегат «Запорожца» разместили сзади. Также он был экономичнее «Фиата», расходуя всего 4.5 литра горючего на 100 км.
Опытные образцы и обновление
До выхода первого серийного «Чебурашки», советские разработчики создали опытную модификацию. Малолитражку пытались оборудовать мотоциклетным мотором. В 1955 году сотрудники Автомоторного института выпустили пробный экземпляр «Белка».
Машину так назвали по причине того, что изготовление планировалось в Ирбите, который является мотоциклетной столицей России и славится пушными ярмарками. Конструкторы создали пять экземпляров «Белки», которые так и не вышли в серию.
На базе «Запорожца» в 1988 году начался выпуск совершенно нового хэтчбека «Таврия» (ЗАЗ-1102). Транспортное средство кардинально отличалось от своего предшественника.
Дизайн преобразился полностью, двигатель переместили под передний капот. Кроме того, у «Таврии» фронтальный привод, а вместо атмосферного охлаждения – жидкостная система.