Девятого января 2007 года Стив Джобс представил миру первое поколение айфонов. Это переломный момент в истории технологий (а также в истории общества), так как айфон изменил практически все в том, как люди общаются друг с другом, и другие бренды, такие как «Андроид», вскоре также присоединились в айфону на рынке. Однако именно момент презентации нового устройства вызывает особый интерес.
«Считаю до трех!»
Джобс был известен тем, что любил использовать такие выражения, как «Подождите, это еще не все» или «Еще одна вещь», в своих презентациях. И презентацию 2007 года он также открыл, обсуждая три революционных продукта, которые компания собиралась презентовать: во-первых, широкоэкранный айпод с управлением посредством прикосновений, во-вторых, революционный мобильный телефон, и в-третьих, прорывное интернет-устройство. Когда люди в зале зааплодировали, Джобс сказал: «Вы поняли? Это не три отдельных девайса, это один девайс, который мы назвали iPhone». То, как Джобс структурировал свою презентацию, известно как концепция под названием «Правило трех». Что это такое и чем это правило выделяется на фоне остальных?
Правило 3
Правило трех – это писательский принцип, суть которого заключается в том, что события или персонажи, которые вводятся и представляются по три, являются более смешными, интересными и эффективными в плане передачи сообщения для читателя. Люди с большей вероятностью запоминают информацию, переданную таким образом, а человек, который передает это сообщение, выглядит в их глазах знающим, но при этом также простым и умеющим увлечь. Мартин Лютер Кинг-младший, известный активист и правозащитник, был известен постоянным использованием правила трех в своих многочисленных влиятельных выступлениях. Его речь о ненасилии и расовой справедливости содержала троичные противопоставления. Например, сначала он говорил об «оскорблениях, несправедливости и эксплуатации», после чего он упоминал «правосудие, добрую волю и братство». Проще говоря, список из трех вещей является гораздо более интригующим, чем список из двух вещей, но при этом гораздо более простым для понимания, чем список из пяти или десяти вещей. Такой список является довольно полным, предоставляющим достаточное количество вариантов, но тем не менее не слишком большое количество вариантов, которое плохо усваивается человеком, особенно если ему нужно сделать выбор из этих вариантов.
Почему именно три?
Представьте себе ситуацию, в которой у вас есть один вариант или одно информационное сообщение. Такая информация не кажется полной, вам даже не с чем ее сравнить. Два информационных сообщения – это уже лучше, однако каждый раз, когда у вас есть два варианта, вам необходимо сравнивать их напрямую и создавать четкий контраст. Это само по себе делает сравнение гораздо более резким, а также мешает мыслить объективно. А теперь задумайтесь о трех. Три варианта предлагают вам большее чувство полноты. Три варианта являются гораздо более всеобъемлющими, а также помогают вам взглянуть на вопрос или идею под разными углами. Но при этом количество углов не является чрезмерно большим.
Три причины, три примера, три варианта
Вы можете использовать правило трех практически в любой ситуации. Когда вы что-либо объясняете, попробуйте дать три примера. Стив Джобс сделал именно так. Когда вы пытаетесь убедить людей, вам стоит указать три причины, по которым они должны поверить именно вам. Вам стоит отправиться в отпуск в этом году, потому что вы заслуживаете этого, вам дали премию на работе, а на поездку в Швейцарию сейчас большие скидки. Прежде чем вы примете решение, подумайте о трех вариантах. Всегда ищите третью возможность, чтобы у вас было больше углов, под которыми вы можете взглянуть на проблему.