Автомобильные электронные ассистенты существенно продвинулись за последние годы в плане технического и функционального исполнения. Конструкторы доверяют им больше задач для контроля исполнительных органов, а также расширяют поле взаимодействия с системами безопасности. Но где в этом процессе место человеку? Считается, что минимизация его роли путем замещения бортовым компьютером с автономным управлением – естественный ход развития автомобилей. Однако с этим в корне не согласен Мартен Серхиус, заведующий технологическими разработками Nissan.
Концепция полного автономного управления
Несмотря на заметные успехи крупнейших разработчиков систем автомобильного контроля на роботизированных принципах, у автоматики есть вполне очевидные ограничения. По словам Серхиуса, они касаются несовершенства программных алгоритмов работы любой автономной среды.
Бортовой компьютер на сегодняшний день способен решать упрощенные задачи с принятием решений без человека. Причем уровень автономности достаточно высок по сравнению с ситуацией 10-летней давности. Идея полной автономии уже реализуется в пассажирских такси и грузоперевозках, особенно на специальных трассах и магистралях с небольшим трафиком.
Ограничения же обуславливаются тем, что ни одна самая сложная программа интеллектуального управления не способна решать нестандартные задачи вне рамок заложенного алгоритма. А заранее их просчитать практически невозможно. Технолог Nissan в качестве примера привел ситуацию на дороге с ремонтными работами, когда оптимальный вариант действий может зависеть от разговора с рабочими, который доступен только водителю.
Управление с центральным операторским пультом
В качестве альтернативы развития систем автономного управления Серхиус предлагает технологию Seamless Autonomous Mobility (SAM), созданную компанией Nissan на базе разработок NASA. Ее суть заключается в комбинированном принципе контроля вождения со стороны местной автоматики и человека. Искусственный интеллект исходя из данных постоянного мониторинга ситуации на дороге в штатном режиме управляет автомобилем. Как только система сталкивается с нестандартной ситуацией, в ее работу тут же вмешивается оператор. Причем работник диспетчерского пульта может занимать удаленную позицию и одновременно держать под наблюдением целые группы транспортных средств.
Будущее автономных систем управления автомобилем
При всех успехах и активной популяризации бортовой электроники с интеллектуальным управлением будущее автономных систем контроля частных машин пока неоднозначно. На данном этапе их развития наряду с высокой информативностью и точностью электронных ассистентов обнаружились и явные угрозы, которые проявляются именно в условиях максимальной свободы управления без участия человека.
Логично, что и опросы автовладельцев говорят об их настороженности перед идеями предоставления полной независимости робота. К слову, страхи перед автономным управлением стимулируют и вполне конкретные примеры неудачной реализации таких систем вплоть до случаев со смертельными исходами.