Может показаться странным, но автофургоны американской компании UPS не всегда выбирают кратчайший маршрут между остановками. Компания предоставляет каждому водителю определенный маршрут, которому он должен следовать, и он разработан согласно представлению о том, что водители не должны поворачивать через полосу встречного движения, если в этом нет крайней необходимости. Это означает, что маршруты иногда оказываются намного дольше, чем они должны быть. Итак, почему они это делают?
Проблемы маршрутизации
Каждый день, наряду с другими компаниями, UPS решает задачи маршрутизации транспортных средств. В рамках этих задач они получают множество точек и данные о расстоянии между ними, и должны найти оптимальный маршрут, чтобы проехать через них. В целом, лучшим считается маршрут с самой короткой дистанцией.
Проблемы маршрутизации транспортных средств используются для организации огромного количества вещей, в том числе и для борьбы с большим количеством автофургонов в городах. Это понятие было введено Джорджем Данцигом в 1959 году. Даже 50 лет спустя, несмотря на большой объем научных исследований, ученые ищут новые пути решения этой проблемы.
Политика компании UPS
Компания UPS отошла от попыток найти кратчайший маршрут, и теперь рассматривает другие критерии, чтобы оптимизировать путь. Один из этих методов – попытка избежать поворота на полосу встречного движения на перекрестках. Несмотря на то что путь может идти в противоположном направлении от конечного пункта назначения, такая политика уменьшает шансы на задержки из-за аварий и время ожидания в пробках, что также экономит топливо.
В UPS разработали свое программное обеспечение маршрутизации транспортных средств, чтобы устранить так много поворотов налево, насколько это возможно (в странах с правосторонним движением).
Экономия
Как правило, за время поездки водитель поворачивает налево в 10% случаев. Компания утверждает, что в результате они экономят около 40 млн литров топлива, выбрасывают в атмосферу на 20000 тонн меньше углекислого газа, при этом доставляют более 350000 посылок каждый год. Эффективное планирование маршрутов с навигационным программным обеспечением даже помогло фирме отказаться от 1100 грузовиков, которые она использует, в результате чего общее расстояние сократилось на 45 млн километров, несмотря на более длинные маршруты.
Кажется невероятным, что отказ от поворотов налево может привести к такой значительной экономии средств. Эта идея даже была проверена в телепередаче «Разрушители легенд», где подтвердили, что, несмотря на более длительную дистанцию, повороты только направо позволяют экономить топливо. В своем эксперименте на одном грузовике они ехали дальше, но при переносе этого результата на глобальный уровень стало ясно, что фургоны UPS действительно проезжают меньше километров в общей сложности.
В связи с успехом политики UPS возникает вопрос о том, почему все мы не отказываемся от поворота налево (или вправо, в зависимости от того, в какой стране живем), когда ездим по городу. Если все начнут это делать, сокращение выброса углерода в атмосферу окажется огромным, и, вероятно, уменьшится количество заторов.
Проблема заключается в том, что не каждая поездка будет более эффективной, если следовать этой стратегии, и большинство людей, скорее всего, изменят свой стиль вождения только в том случае, если будут иметь личную выгоду.
Дилемма водителя
Как и во всем, что связано с борьбой против изменения климата, если бы все остальные сделали это, ситуация изменилась бы к лучшему, и вам не пришлось бы менять свой образ жизни в пользу других. Но если всего несколько человек не захотят следовать этому правилу, вся система выйдет из строя.
Это хороший пример дилеммы заключенного – известной проблемы теории игр. Если все начнут сотрудничать, то система в целом станет намного лучше. Но больше всего выгоды получит человек, который откажется от взаимодействия с остальными и будет пожинать плоды трудов тех, кто пошел на жертвы.
Конечно, вы не сможете убедить людей всегда поворачивать направо ради блага каждого человека, но такая инициатива должна исходить от правительства, которое может поощрять водителей или даже применить определенную стратегию. Например, мы могли бы планировать дороги, которые затрудняют поворот налево через полосу движения. Чтобы реализовать это, потребуется смелый планировщик, но если UPS может сэкономить 40 млн литров топлива, то сколько сможет сохранить целый город или даже страна?