Представьте себе, что вы сидите в кафе, делаете что-то в ноутбуке, когда вы чувствуете зов природы. Вы решаете попросить одного из тех людей, которые сидят рядом с вами, присмотреть за вашим компьютером, пока вы будете в туалете. К вашему удивлению, человек, который сидит слева от вас, выглядит подозрительно похоже на Бетти Уайт, а человек, сидящий справа от вас, выглядит точь-в-точь как Аль Капоне. Кого вы попросите присмотреть за вашей собственностью: Золотую Девочку или гангстера?
Кого бы вы выбрали?
На этот вопрос нет правильного или неправильного ответа, но то, будет ли для вас этот выбор очевидным, зависит исключительно от вашего предыдущего опыта. По крайней мере, именно на это намекают результаты нового исследования. Исследователи обнаружили, что ваша способность доверять незнакомцам зависит от того, насколько незнакомцы похожи на людей, которых вы знаете как заслуживающих либо не заслуживающих доверия.
Почему вы доверяете одним незнакомцам и не доверяете другим?
В рамках исследования, результаты которого были опубликованы 29 января 2018 года, исследователи описали этот основанный на внешнем виде феномен как «павловскую» реакцию регионов вашего мозга, отвечающих за эмоциональное обучение. Другими словами, некоторые части вашего мозга склоняют вас к тому, чтобы доверять тем или иным людям, основываясь на том, что их лица похожи на лица ваших друзей. Исследование показало, что вы не будете доверять незнакомцу даже в том случае, если он хотя бы минимально напоминает вам кого-либо, кто ассоциируется у вас с аморальным поведением. Как собака Павлова, у которой стимулируют выделение слюны звоном колокольчика, начинает выделять слюну и тогда, когда слышит колокольчики с совершенно другими тональностями звука, точно так же люди используют информацию о человеческой моральности как базовый павловский механизм обучения, чтобы принимать решения касательно незнакомцев.
Ход исследования
Для проведения исследования ученые пригласили около сотни участников, которым было предложено сыграть в базовую компьютеризованную игру на веру. Участникам были даны десять долларов, которые они могли инвестировать в трех потенциальных «партнеров», каждый из которых был представлен в качестве фотографии на экране компьютера. Все суммы денег, которые были инвестированы в человека, автоматически увеличивались в четыре раза (если вы инвестировали в человека 2,5 доллара, вы получите возврат в размере десяти долларов), после чего партнер может либо разделить эти деньги с игроком или оставить их себе. Как обнаружил каждый из участников, один из партнеров заслуживал особого доверия (он делил прибыль в 93 процентах случаев), один заслуживал доверия с оглядкой (он делил прибыли в 60 процентах случаев), а одному нельзя было доверять (он делил прибыль только в 7 процентах случаев). После нескольких раундов игроки быстро разобрались с тем, каким партнерам можно доверять, а каким лучше не стоит.
Необычные результаты исследования
После того как в головы участникам заложили эти лица, вызывающие доверие или не вызывающие его, каждый из них сыграл второй раз, на этот раз с новой группой потенциальных партнеров по инвестициям. Участники этого не знали, однако лица новых партнеров были трансформированными версиями тех партнеров, с которыми они имели дело раньше. Когда игроков попросили снова выбрать партнера по инвестициям, практически все выбрали лица, которые больше всего напоминали партнеров, которым можно было доверять, из предыдущей игры, а также отказывались взаимодействовать с теми партнерами, лица которых напоминали лица тех партнеров, которым нельзя было доверять в первой игре. Результаты нейронного сканирования мозга участников также показали, что те же самые участки мозга были задействованы тогда, когда они постепенно узнавали то, можно ли верить партнеру или нет, в рамках первого эксперимента, и когда они выбирали себе партнеров в ходе второй игры. Мозговая активность выглядела удивительно подобно, когда участники узнавали, что партнер не заслуживает доверия, и когда они решали, что не будут доверять тому или иному партнеру. Люди принимают решения касательно того, доверять незнакомцу или нет, не имея при этом никакой информации о нем, основываясь на его похожести на тех людей, с которыми они уже сталкивались.