Если предприниматель неоднократно подавал в банк заявление на выделение кредитной линии и каждый раз безуспешно, то не стоит отчаиваться, так как подобное случается с представителями малого бизнеса (МБ) часто. По статистике, согласно проведенному ранее исследованию, около 4 заявок на кредитование МБ из 10 будут отклонены.
У кредитных организаций имеются разные способы оценки потенциальных заемщиков. И предпринимателям лучше заранее ознакомится с причинами, по которым их может ожидать отказ, чтобы снизить риски неполучения заемных средств, и увеличить шансы на положительный исход дела.
Рассмотрим основные причины отказов кредитных организаций субъектам МБ.
1. Бизнес не функционирует достаточное количество лет
Кредиторы предпочитают иметь дело с организациями, способными зарабатывать деньги с постоянным успехом. Поэтому длительность существования предприятия считается одним из основных показателей жизнеспособности бизнеса и его возможностей по возврату кредитного долга. К тому же кредитные организации нарабатывают себе клиентскую базу, а уровень платежеспособности фирмы делает ее в глазах кредиторов ценным долгосрочным клиентом.
Рекомендации к действиям
Не каждый предприниматель может позволить себе ждать несколько лет, прежде чем подать заявку на получение целевого займа. Если кредитные организации даже не рассматривают МБ в качестве потенциального заемщика, следует найти кредиторов из иных сфер.
Наиболее популярными альтернативными заимодателями в таких случаях являются:
- венчурные инвесторы;
- онлайн-кредиторы;
- краудфандинг.
Для займа небольшой суммы следует рассмотреть недорогие краткосрочные кредиты.
2. Высокая частота отказов в выдаче займа от кредитных организаций
Кредитные специалисты банков при одобрении заявки действуют по регламенту, поэтому фирма может не соответствовать некоторым обязательным параметрам для открытия кредитной линии. Или же организация может принадлежать к отрасли с высокими рисками невозврата займов, ввиду чего заявки будут отклоняться банками и другими кредиторами.
Рекомендации к действиям
Искать альтернативные варианты в других банках или же заручиться поддержкой коллеги-предпринимателя (желательно из той же отрасли, что и фирма, подающая заявку на кредит). Второй подход позволит кредиторам переоценить перспективность вложений в соответствующую сферу деятельности. При согласовании кредитной заявки рекомендуется подготовиться к ответам на следующие вопросы: Какова производительность отрасли? или Каков уровень возможной прибыли организации? и другим.
3. Отсутствие постоянного прозрачного денежного потока
Если бизнес не имеет свободных денежных средств, то шансы получить одобрение по заявке практически равны нулю. Кредиторы всегда стремятся убедиться, что организация сможет погасить взятый заем в срок. Поэтому перед подачей кредитной заявки рекомендуется изучить финансовые показатели предприятия и оценить его способность платить вовремя по всем обязательствам. Из возможной документации, которая может быть запрошена кредитором, следует подготовить бизнес-план идеи предприятия, налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность.
Рекомендации к действиям
Для улучшения показателей денежного потока стоит сосредотачиваться не на увеличении доходов, а улучшить следующие бизнес-процессы:
- увеличить скорость поступления денежных средств от платы за товары или услуги;
- удлинить время для выполнения обязательств организацией перед поставщиками.
Дополнительные причины для отказа в кредитовании
Также кредиторы могут обратить внимание на:
- наличие залога для гарантии обеспечения выплаты долга по займу;
- наличие текущей кредитной задолженности перед иными кредиторами;
- маленький размер компании и уровень прибыли для отдельной кредитной организации.
Первую причину можно перекрыть успешным предприятием-поручителем, вторую — досрочной выплатой по кредиту или программой реструктуризации займа, а третью — поиском доступных альтернативных вариантов займа денежных средств.