Именно рынок является базовым термином в экономике. Тут взаимодействуют компании, предприятия, предприниматели, потребители. Рыночное равновесие важно и для мировых государств. Рыночные возможности во все времена представляли огромный интерес для инвесторов и собственников.
Определений, критериев оценки, разновидностей рынка на сегодняшний день масса. Мы остановимся на понятии отраслевой рынок. Рассмотрим его разновидности, функции. А также представим конкретные примеры такого рода рынков.
Главные термины
Отраслевой рынок — что это? Тут выделяется два основополагающих понятия, с которыми нужно познакомиться в первую очередь:
Различия между понятиями
Сложность также и в том, что отраслевой рынок — термин, состоящий если не из противоположных, то довольно различных по своей сути понятий.
Рынки объединяются между собой удовлетворяемыми потребностями покупателей. То есть тут объединяются товары, являющиеся для потребителей субинститутами. Отрасли же соединяются между собой иным — применением схожих технологий в производстве.
Важно отметить, что понятие отрасли несколько шире понятия рынка. Приведем в пример химическую промышленность. Эта отрасль производства может поставлять продукцию сразу для нескольких разнообразных по своей сути рынков.
Что это такое?
Так откуда же возникает термин отраслевой рынок? Тут имеется в виду рынок и какая-либо подотрасль производства, выделяемая в пределах отрасли по факту производства схожих, однородных по своим характеристикам товаров.
Только в данном случае эти понятия связываются в такое словосочетание. Подобное упрощение допустимо только при факте узкой специализации подотрасли.
Выделение особенностей
Особенности отраслевых рынков в первую очередь зависят от их границ. Важно знать, когда этот рынок зародился, до каких пределов он может расшириться, когда деятельность на нем затухнет.
Важные характеристики для определения особенностей всех их разновидностей:
Для выделения особенностей того или иного отраслевого рынка исследователь должен в своем анализе ответить и на следующие вопросы:
Границы
Что касается применения на практике, то выделить границы отраслевого рынка достаточно непросто. Для исследователей важны следующие типы таких границ:
Широта/узость границ отраслевых рынков зависят от следующих факторов:
К примеру, для продукции длительного потребления временные границы рынка выделяются более широкими и менее определенными, нежели в отношении товаров для текущего потребления.
В отношении потребительской продукции рынку присуще большее количество наименований продукции, чем в отношении товаров производственного-технического вектора другого рынка.
А определение локальных (территориальных) границ рынков зависит от фактической остроты конкуренции реализаторов на общенациональных, глобальных отраслевых рынках. А также от возможности проникновения на местные рынки внешних продавцов. То есть высоты барьеров для входа.
Основные критерии
Проблемы отраслевых рынков обнажаются только при их тщательном анализе. Они базируются на определенных критериях:
Рассмотрим данные критерии по отдельности.
Ценовая эластичность спроса
Так называется показатель изменения выручки продавца при изменении стоимости предлагаемой им продукции. Рынки, по сути, выступают большой цепью товаров и их заменителей. Но насколько заменимы те или иные товары?
Приведем пример. Если стоимость продукции А возросла, то определенным образом изменилась и выручка ее продавца. Если выручка (в данном случае и дополнительная прибыль) увеличилась, то рынок становится ограниченным лишь продукцией А. Если выручка сократилось (то есть дополнительная прибыль ушла в минус), то на рынок выводится близкий заменитель А — продукция В.
В данном случае говорить только о рынке товара А неправильно. Как и останавливать исследование на изучении продукции В. Верный вариант: исследование А + В в их взаимодействии.
Надо отметить, что при длительном росте цены динамика прибыли, выручки производителей будет указывать и на границы данного рынка.
Географическая ограниченность
Мы знаем, что выделяются, к примеру, отраслевые рынки России. Критериями тут выступает следующее:
- Наличие таможенных барьеров.
- Взаимосвязь спроса.
- Наличие национальных и личных предпочтений.
- Существенные или, напротив, несущественные различия в ценах.
- Замещаемость предложения.
- Актуальность транспортных издержек.
Условиями для определения географических границ рынков выступает следующее:
Классификации
Разделение отраслевых рынков на виды имеет большое значение при следующем:
Рассмотрим основные классификации отраслевых рынков.
По открытости они разделяются на два вида:
По степени организованности выделяют тоже два типа:
По территориальному признаку отраслевые рынки разделяются на следующие:
По стадии зрелости организации рынки градируются на следующие группы:
Рыночное пространство
Каждый отраслевой рынок — это полноценная система, имеющая собственную внутреннюю структуру иерархии элементов и взаимосвязи между ними.
Рыночное пространство здесь представлено таким образом:
Функции
Перечислим главные функции отраслевого рынка:
Примеры
Распространенные примеры отраслевых рынков:
Итак, что мы вынесли из предоставленной информации? Отраслевой рынок — это сложное понятие. Ведь эти два понятия — не близкие термины. Одна отрасль может предоставлять продукцию на массу разных рынков. Точно так же на одном рынке может быть сосредоточена продукция из нескольких отраслей. Поэтому отраслевым рынком считает пространство, на котором сосредоточена продукция одной узкой подотрасли.