Основные виды монополий и их характеристика

 

В современной жизни рассматриваются различные виды монополий. Под термином «монополия» понимаются такие предприятия и организации, масштаб деятельности которых охватывает большую часть рынка страны. Они получают приоритетное право на установление цен на определенные виды товаров и услуг, получают возможность подавлять или присоединять мелкие компании.

Можно выделить конкретные виды монополий, сгруппировав их по определенному классификационному признаку. Например, в зависимости от масштаба воздействия на экономику страны бывает абсолютная и чистая монополия. Последняя предполагает наличие крупного предприятия, которое концентрируется на определенной отрасли. В данном случае появление конкурентов на рынке практически невозможно, а монополист полностью контролирует движение производимого продукта на рынке и уровня цен на него. Для абсолютной монополии характерно государственное регулирование, все процессы, происходящие на рынке, находятся во власти государственных органов, которые устанавливают основные принципы деятельности.

Можно выделить некоторые виды монополий, основываясь на критериях причин их появления. К таковым следует отнести искусственные и естественные, а также легальные монополии. Последние обладают «говорящим» названием и формируются под влиянием действующего законодательства. Среди них широкое распространение получила патентная система – присвоение автору какого-либо изобретения прав владения либо выдача разрешения на осуществление определенного вида деятельности. К легальной монополии относится разработка и регистрация определенного торгового знака, который впоследствии становится известным во всем мире и является неким гарантом качества продукта.

Естественными монополистами считаются те предприятия и организации, которые в своей производственной деятельности используют либо редкие материалы, недоступные для других промышленников, либо особые технологии. В нашей стране имеется всего около полутысячи таких предприятий среди четырех тысяч разнообразных монополистов. Можно выделить такие виды естественных монополий, как:

  • компании, задействовавшие в производственном процессе редкие типы металлов, особые сорта винограда и другие элементы, не являющиеся легкой добычей для производителей;
  • фирмы и организации, заручившиеся поддержкой правительства, например, занимающиеся производством военной техники, строительством дорог и жилых комплексов.

Естественные монополисты оказывают огромное влияние на экономику страны, так как они руководят процессом ценообразования на рынке. Благодаря большому объему производства сокращаются расходы на сырьевую продукцию, что позволяет снизить ее себестоимость. А это создает серьезные проблемы для фирм, занимающихся выпуском аналогичных товаров, но в меньших объемах, ведь им приходится изыскивать пути снижения цен, дабы удержать свои позиции на рынке.

Существуют компании, которые стремятся охватить большую часть рынка, целенаправленно расширяют масштабы производства и захватывают определенную область. Такие виды монополий именуются искусственными и предполагают достижение конкретных целей и получение преимуществ путем реализации разработанных мероприятий. Они делают все, чтобы завоевать большую часть рынка и контролировать деятельность конкурентов. С этой целью создаются особые монополистические объединения, участники которых обладают привилегированными правами входа на рынок и осуществления сбытовой деятельности. Все остальные компании не получают такой возможности. Искусственные монополисты прилагают максимум усилий для развития собственной техники и технологий, поэтому их продукция пользуется большим спросом и получает только положительные отзывы потребительской группы.

Описав, что такое монополия и ее виды, хочется сделать вывод о роли столь масштабных организаций в экономике страны. В данном случае можно сказать о двойственном характере влияния, так как с одной стороны монополии способствуют совершенствованию производственной деятельности, а с другой полное отсутствие конкуренции на рынке негативно сказывается на ценообразовании. Кроме того, молодым предпринимателям бывает крайне сложно начать свое дело и занять собственную нишу на рынке.

 

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.