В середине прошлого века человечество вступило в так называемый атомный век, открыв для себя потенциал ядерной энергии как источника питания для всех видов использования. В дополнение к выработке электроэнергии для домов, эти реакторы работали на авианосцах, ледоколах и подводных лодках. Компания Ford в 1958 году всерьез рассматривала возможность создания атомного автомобиля: Ford Nucleon. Но реально ли было изготовить автомобиль, работающий на атомной энергии?
Радужные перспективы
В 1950-х журналы показывали на своих первых страницах футуристические конструкции ракет, приводимых в действие реакторами, представляли огромные самолеты, которые пересекали небо благодаря пропеллеру. Проблема отходов после использования атомных генераторов или воздействия радиации на организм человека не рассматривалась всерьез. Очевидно, что всевозможные эксперименты проводились как в СССР, так и в США, но результаты были практически неизвестны широкой общественности.
Амбициозный проект
И вот компания Ford Motor Company приступила к одному из своих самых амбициозных проектов: созданию автомобиля, работающего на атомной энергии, для массового производства. Название для модели, которая никогда не выходила за рамки стадии проектирования на бумаге, было Ford Nucleon.
Оригинальная идея
Очевидно, Форд не хотел отставать от прогресса. Фактически в этом «концептуальном автомобиле» 1958 года использовался не обычный двигатель внутреннего сгорания, а небольшой ядерный реактор, работающий на сменной топливной капсуле, расположенной сзади.
Топливо находилось в основном бронированном контейнере, в котором хранилось ядро, сконструированное так, чтобы его можно было легко заменить на новое, когда оно истощится.
Особенности эксплуатации
Мы не знаем, какие параметры инженеры Ford рассматривали в те годы, но они предполагали, что «Нуклеон» будет иметь автономность около 8000 километров, прежде чем ему придется «заправляться».
Заправочные станции будут оборудованы специально спроектированной «зарядкой», на которой специализированный персонал будет вывозить использованное радиоактивное ядро и размещать новое. Затем они подвергаются переработке и могут быть использованы в других подобных автомобилях.
Это звучит безумно? Конечно, да. Но помните, что в то время в мире была настоящая атомная лихорадка, казалось, что все будет работать с ядерной энергией, и Форд не хотел пропускать ход прогресса.
Модель Ford Nucleon с плавниками акулы
Размеры «Нуклеона» были весьма внушительны, поэтому его разделили на три части: кабина для пассажиров, шасси и кузов, и, наконец, силовой модуль. Общий вид, как вы можете сами понять по моделям, был довольно странным.
В салоне было цельное ветровое стекло со встроенными боковыми окнами. Эта особенность, помимо придания ей футуристического вида, заставляла людей задавать себе вопрос: «Куда будут усаживаться пассажиры?». Очевидно, что инженеры Ford не стали беспокоиться об этих мелочах, создавая всего лишь концепт.
Особенности конструкции
Крыша машины была консольной и могла скользить назад, чтобы водитель и пассажиры могли наслаждаться воздухом, солнцем и нейтронами, которые в конечном итоге покинули реактор. Впереди и сбоку были воздухозаборники, вероятно, для поддержания двигательного модуля в пределах разумной температуры.
Кабина находилась как можно дальше от хвоста, где располагался ядерный реактор. Идея заключалась в том, чтобы пассажиры были как можно дальше от источника питания и попытались минимально сбалансировать огромный вес, который имел бы реактор, так, чтобы центр тяжести автомобиля располагался между его осями.
Использование ядерного двигателя
Кабина была далеко от хвоста, где находился ядерный реактор. Корпус, несмотря на футуристический внешний вид, включал некоторые из классических элементов больших автомобилей прошлой эпохи, таких как акульи плавники на хвосте. «Нуклеон» не сильно отличается от Cadillac Eldorado 57.
Принцип работы ядерного двигателя «Форд Нуклеон» был таким же, как у атомной подводной лодки, но меньше: реактор генерирует тепло, которое нагревает воду для получения пара, необходимого для перемещения две турбины. Один отвечал за тягу колес, а другой генерировал электричество для фар и других электрических элементов на борту.
Больше недостатков, чем преимуществ
Несмотря на все предполагаемые преимущества «Нуклеона» — он будет тихим, он не будет генерировать вредные газы через выхлопную трубу, он будет экономичным и другие — он так и не был изготовлен. Причина заключалась в том, что недостатки транспортного средства будущего значительно перевешивали его достоинства.
Например, вес автомобиля был бы непропорциональным, поскольку защита, необходимая для того, чтобы атомная станция не уничтожила пассажиров, потребовала бы толстых слоев свинца, что сделало бы «Нуклеон» настоящим «тяжеловесом» на дорогах. Также была проблема с топливом. Даже если предположить, что материально-техническое обеспечение его распределения было решено, распространение миллионов автомобилей, каждый с ядерным мини-реактором наверху, предполагало риск рассеивания высокорадиоактивного расщепляющегося материала по всему миру.
Проблема безопасности
Вы можете представить себе автомобильную бомбу, чей «двигатель» был бы радиоактивным? А потом возникла проблема безопасности. Что произойдет, если несколько таких автомобилей на ядерном топливе столкнутся? Что если двое из них столкнутся друг с другом в городе?
Очевидно, что риск ядерного взрыва был совершенно исключен — атомная бомба представляет собой чрезвычайно сложную машину, и взрыв не мог случиться самопроизвольно в результате столкновения. Но если бы реакторный щит сломался, радиоактивное загрязнение было бы значительным.
«Форд Нуклеон» стал бы главной силой для террористов. Все это сделало проект атомного автомобиля чуть ли не анекдотичным, интересной, но неосуществимой идеей, как и многие другие, которые время от времени появляются в транспортной отрасли. Экстремальное изобретение так и не увидело свет. Здравый смысл победил желание произвести фурор. Что очень даже хорошо, если учитывать всю масштабность возможной катастрофы.