В декабре 2012 года на аукционе Julien’s с молотка были проданы вещи легендарной Греты Гарбо: платья, шляпки и пальто. На каждом третьем предмете красовался фирменный знак модного дома Valentina.
В России мало кому известно имя женщины-модельера русского происхождения Валентины Саниной-Шлее, которая в 30-50-е годы XX века считалась одним из самых востребованных дизайнеров женской одежды в Америке. Именно ее именем и был назван дом моды. Ее клиентами были звезды кино: Кэтрин Хепберн, Норма Ширер, Глория Свенсон, Пола Негри, Поллет Годар, Клодетт Кольбер, Джудит Андерсен, Марлен Дитрих, Грета Гарбо и др.
Она и сама была безупречной — красивой, элегантной, грациозной, как кинодива. Сама себе в собственных платьях могла служить рекламой.
Валентина Санина не признавала моду как обязательный стандарт. Она создавала платья, которые были вне времени.
Факты биографии
Валентина Санина родилась 18 апреля 1899 года в Киеве, в интелигентной семье. Училась в гимназии, затем поступила на курсы драматического мастерства. По окончании служила в одном из театров Харькова, мечтая об актерской славе.
Яркая, с благородными манерами и необычной внешностью, унаследованной от деда-осетина и бабушки, имеющей греческие корни, Валентина была ни на кого не похожа.
Роман с Вертинским
Однажды в артистическом кафе она позанкомилась с известным уже шансонье Александром Вертинским, который был сражен очарованием юной актрисы. Так он описал их первую встречу:
Ее голова была точно в золотой короне. У нее были раскосые скулы, красиво изогнутый, немножко ироничный рот. Кроме того, она была похожа на пушистую ангорскую кошку… Я понял, что погиб.
Вертинский посвятил ей свои романсы Буйный ветер, Трефовый король, За кулисами со словами: Послушайте, маленький, можно мне вас тихонько любить?
Роман был бурным и страстным, но очень коротким. Все мысли Валентины занимала актерская карьера, она не была готова в то время отдать себя любви.
Они встретятся позже, в 30-х годах, в Нью-Йорке, когда Вертинский приедет туда на гастроли, а Санина уже будет законодательницей мод.
Эмиграция
Когда началась революция и гражданская война, актриса, как и многие не принявшие перемены, бежала из России сначала в Европу, откуда позже перебралась в Америку.
В Севастополе, где она оказалась вместе с отступавшей белой армией во время побега, произошло ее знакомство с Георгием Шлее — белым офицером. Вскоре он стал ее мужем.
Первое время молодая семья устроилась в Италии. Там Санина-Шлее пыталась строить карьеру актрисы немого кино. В 1922 году пара покидает Италию и переезжает в Париж, где актриса поступает в труппу кабаре Летучая мышь. Проработав два сезона, она собирает сумму, которая помогает переехать за океан.
В Америке
Первое время в Америке Валентина зарабатывала на жизнь модными показами, затем перешла в магазин одежды. У мужа дела шли хорошо, он стал неплохо зарабытывать, будучи театральным антрепренером. Вскоре стал миллионером, и они быстро вошли в высший свет.
В 1928 году на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке был открыт магазин Платья от Валентины. Валентине тогда было 40 лет. Простые, но оригинальные и эффектные модели сразу пришлись по душе голливудской богеме. Актрисы, жены и дочери боссов с удовольствием покупали и носили платья, пошитые в модном доме русской эмигрантки.
Успех в дизайнерском деле
Санина обладала поистине уникальным талантом — у нее получались шедевры буквально из любого куска ткани: ей достаточно было скрепить его в нужных местах.
Валентина настаивала на том, что главная задача модельера — сделать одежду комфортной. Она была уверена в том, что красивым можно считать только то платье, котрое не стесняет движений. Супермодная одежда не имеет смысла, если в ней неудобно.
Первым, кто заметил и оценил талант Саниной, был Лев Бакст, дизайнер и художник. Именно он посоветовал ей сменить сферу деятельности. Ведь надо признать, и сама Валентина понимала, что актерского таланта у нее не было, да и ролей особо не предлагали. Так все и началось с совета Льва Бакста.
Свои первые платья Валентина и ее подруги шили дома. Когда открылся салон, Санина стала моделью своего модного дома, демонстрируя наряды.
Что отличало ее модели платьев, так это предельная лаконичность и простота, но им нельзя было отказать в неповторимости и элегантности.
Ее платья были просты и лаконичны и в то же время очень элегантны и неповторимы. Санина отстаивала то, что каждая женщина индивидуальна и у нее должен быть свой стиль.
Она очень любила черный цвет и женственность в нарядах и была уверена, что это неподвластно времени и никогда не выйдет из моды. Все ее платья подчеркивали женские формы, сидели идеально на фигуре и сочетали в себе простоту и роскошь.
Дружба с Гретой Гарбо
Они были чем-то похожи. Две яркие индивидуальности. Грета стала любимицей Саниной, Валентина безоговорочно ей доверяла.
Грета Гарбо длительное время одевалась в кино и в жизни у художника по костюмам Гилберта Адриана. В 1942 году он покинул судию, и актрисе пришлось искать другого модельера, который бы создавал туалеты по ее вкусу.
Гарбо, нередко игравшая роковых женщин в роскошных, порой даже вычурных нарядах, усеянных камнями и блестками, в жизни носила простые вещи, но отличающиеся изяществом и благородным видом. Поэтому ей пришелся по душе элегантный стиль одежды от Саниной-Шлее без ужасных бантов и брошек.
В 1930-е года Валентина начала включать в свои модели восточные элементы, такие как полосатые индийские вышивки, японские пояса. Благодаря ей вошла в моду завязывающаяся под подбородком шляпа-кули.
Нелюдимая, закрытая Грета, став клиенткой дома моды Valentina, очень подружилась с его хозяйкой. Похожие внешне подруги нередко выходили в свет в одинаковых платьях и шляпках и разыгрывали окружающих.
Прерванная дружба
Ничего не предвещало беды, пока Гарбо не встретилась в салоне подруги с ее мужем Джорджем Шлее. Так начался их долгий роман. Шлее сопровождал Гарбо в поездках, раздавал вместо нее автографы и интервью. Кинозвезда продала дом и приобрела квартиру в том же доме, где жила Санина с мужем. Говорят, что Валентина до последнего дня ненавидела свою бывшую подругу и сделала все для того, чтобы никогда не встречаться с ней в подъезде. Ходят слухи, что они обе платили консьержу, чтобы он не допускал даже их случайных встреч.
Джордж не собирался разводиться с женой, так как Грета замуж не собиралась, о чем он хорошо знал. Валентина также не нашла в себе сил уйти от мужа, так и продолжая жить в этом треугольнике и делая вид, что все нормально.
Однажды во время поездки в Париж, в которой Джордж, как всегда, сопровождал Гарбо, с ним случился сердечный приступ, и он умер. Когда было обнародовано завещание, выяснилось, что почти все его состояние достается актрисе.
Санина и Гарбо после его смерти продолжали жить в одном доме, но никогда не встречались. Валентина считала Грету виноватой в смерти Джоржда и навсегда вычеркнула ее из своей жизни. Она даже после его похорон приглашала священника, чтобы освятить свою квартиру и изгнать дух разлучницы.
Заключение
Валентина Николаевна Санина покинула мир моды в 1957 году и закрыла свой модный дом. В это время она была на вершине, но усталость взяла верх. Самыми близкими людьми на тот момент были модельер и муза Маяковского Татьяна Яковлева и художник Дмитрий Бушен.
Последние годы она вела уединенный образ жизни и почти не выходила из своей квартиры.
Из жизни она ушла в 1989 году в возрасте 90 лет. Поговаривают, что ей было больше лет — якобы она убавила себе возраст, чтобы не быть старше мужа.
В наши дни коллекция одежды Валентины Саниной находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Время и мода не властны над ее платьями. Талантливый дизайнер делала их не на год, а на столетие.