Нам часто тяжело выстраивать гармоничные, равноправные отношения, а все потому что мы не хотим мириться со слабостями и недостатками других. Именно по этой причине многие браки распадаются. Но еще больше сохраняется токсичных отношений, в которых один из партнеров постоянно пилит другого.
Психологический портрет человека-пилы
Его жалобы сопровождаются ворчанием, упреками и постоянным недовольством. Кроме того, такие личности могут быть навязчивыми.
Люди-пилы могут похожи на людей с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР). Например, муж не может перестать думать о том, что жена не выполнила его просьбу. И он продолжает пилить ее.
На практике, такие субъективные характеристики личности трудно исследовать и классифицировать. Как правило, люди-пилы демонстрируют как пассивно-агрессивные, так и обсессивно-компульсивные элементы.
Как такое поведение влияет на самых близких
Человек, который пилит другого, является постоянным источником беспокойства или раздражения.
Придирки — это тип негативного общения в отношениях. Исследования романтических отношений неизменно показывают, что неблагополучные пары демонстрируют более негативное коммуникативное поведение, чем относительно удовлетворенные.
Основной мотив — проблемы с настроением
У подобного поведения есть несколько мотивов. И первый — это проблемы с настроением.
Если говорить просто, то настроение у людей-пил постоянно плохое. По сути, ворчун чувствует себя неспособным совладать со своими негативными чувствами или управлять ими. Он может чувствовать тревогу, страх, депрессию или разочарование, и при этом не может и не хочет терпеть это. Не зная, что делать со своими негативными чувствами, он смотрит на ближайшего человека как на объект, куда их можно излить.
Еще один мотив — потребность в порядке
Хотя большинство людей признают, что неуверенность и некоторый уровень беспорядка являются неизбежными частями повседневной жизни, люди-пилы с трудом принимают эту реальность. Им нужно, чтобы их ближайшее окружение было предсказуемым.
Люди часто неправильно понимают мотивы назойливой личности, полагая, что придирщик хочет контролировать их или всегда казаться правым из-за потребности во власти, но на самом деле он ворчит из-за глубоко укоренившегося страха, что его мир может выйти из-под контроля, если все действия будут не упорядочены до последней детали.
Таким образом, корень личности, которая пилит других, обычно заключается в сочетании проблем с настроением и потребности в порядке, потому что его внутренний мир — то, что происходит в уме и вокруг, — часто кажется неуправляемым и неупорядоченным.
Как общаться с человеком-пилой
Чтобы облегчить общение с таким человеком, нужно:
- Найти свое собственное пространство. То есть когда он начинает придираться к вам, чтобы уменьшить интенсивность негативного чувства, которое он испытывает, вы можете выйти из ситуации, отойти в сторону. В таком случае, ворчун не сможет использовать вас как цель для избавления от своих негативных чувств.
- Обменяться несколькими словами, вместо того чтобы вступать в спор. Не вступайте в полномасштабный разговор с придирщиками, когда они начинают ныть. Просто поделитесь несколькими короткими словами, которые проведут четкую и твердую границу. Скажите: Обещаю, я поговорю с тобой об этом незадолго до ужина, но сейчас я не буду об этом говорить, не вступая в контакт.
- Вместо того чтобы запугивать, предложите вашу помощь. Например, скажите, что хотели бы помочь справиться другу с его негативными эмоциями. Говорите позитивно и обнадеживающе. Например: Если бы я не любила тебя так сильно, мне, наверное, было бы все равно, но я хочу разобраться с этими проблемами, чтобы мы могли получать удовольствие друг от друга и от наших отношений.