Исторически значимые автомобили, такие как Ford T, Volkswagen Beetle, Mini и др., общеизвестны. Однако существует множество других моделей, сыгравших значительную роль в развитии автомобилестроения, но получивших меньшую известность. Далее рассмотрены модели, значимые в истории становления автопромышленности и отдельных производителей.
Для автомобилестроения
Renault ¾ CV prototype. Эту машину считают первой с заднеприводной компоновкой. Это классика, предполагающая размещение КПП за двигателем. Изначально эта схема была известна как Panhard. Renault использовал 3-ступенчатую коробку с прямым приводом, приводящую заднюю ось с дифференциалом через карданный вал. На первом Renault 1898 г. с 1-цилиндровым двигателем De Dion данную систему назвали Hotchkiss drive. Производство автомобиля начали в следующем году как Type A с большим мотором.
DKW F1 / Sonderklasse / F102. Это первая переднеприводная машина, к тому же заложившая 4 направления дизайна. DKW стал основой для Trabant, а IFA F9 – Wartburg. В 1953 г. началось производство F102, которому после приобретения Mercedes-Benz Auto Union заменил мотор. К запуску новой модели Auto Union перешел к Volkswagen, и ее представили как Audi 65. С того времени модели Audi среднего класса базировались на этой основе. К тому же Saab, начал выпуск автомобилей с аналогичной DKW модели с использованием его трансмиссии, ориентируясь на довоенный рынок.
Goggomobil. Это наиболее долго выпускаемый параллельно с Volkswagen Beetle компактный немецкий автомобиль (с 1955 по 1969 г.). К тому же на эту модель ориентировался Иссигонис: в его записях нашли сравнения габаритов и массы прототипов XC 9003 с Goggomobil. И хотя последний не оказал непосредственного влияния на Mini, его наработки использовала Roots. Так для Imp планировалось использовать аналогичную техническую схему и поворотные оси. Наконец, существует версия, что «стойка Чепмена» была создана им на основе задней подвески Goggomobil.
Autobianchi Primula. Эта модель 60 гг. разработки Fiat заложила современную конструкцию (передний привод с поперечным расположением двигателя). Во многом она впервые была реализована в Mini за исключением КПП, которая располагалась в картере.
Главный инженер Fiat высоко оценил данную схему, однако посчитал расположение коробки передач неудачным. Однако установка ее на конце двигателя сделала бы его слишком широким для поперечного размещения. Проблему решил инженер Giacosa, сократив размер редуктора за счет более компактного сцепления. Гидравлический привод реализован с применением встроенного в ведущий вал рабочего цилиндра с концентрическим приводным штоком внутри. Эту схему первыми использовали Fiat 127 и 128.
Для отдельного производителя
Simca Aronde. Эта модель французского производителя, выпускаемая с 1951 по 1963 г., стала первой с оригинальным дизайном и с цельным кузовом. В начале производства автомобиль столкнулся с проблемами, собрав отрицательные отзывы из-за неплотного кузова. Однако воспользовавшись сокращением популярности Citroën Traction Avant, Simca провела агрессивную маркетинговую компанию, что позволило к 1955 г. Aronde стать вторым французским бестселлером, приблизившись к Renault 4CV.
Благодаря этому компания позволила себе приобрести завод Ford Poissy вместе с моделью V8 Vedette. Это позволило занять в 1955 г. третье место во Франции по продажам вместо Peugeot. В дальнейшем контроль над Simca получил Chrysler, а позже его европейские заводы были выкуплены PSA. После этого Simca стали продавать под маркой Talbot. Ввиду низкого качества продажи к середине 80 гг. упали и в 1987 г. производство было завершено. Таким образом, Aronde стала одной из наиболее популярных моделей того времени, выведя производителя в лидеры местного рынка, но не получив при этом славы.
Morris Minor ohc. Эта модель была разработана как аналог Austin Seven. Представленный в 1928 г., автомобиль не обрел успеха отчасти по причине сложной конструкции двигателя: overhead-cam, vertical-shaft cam drive dropped oil into the dynamo. Поэтому позже его заменили на вариант с боковым клапаном. Этот автомобиль стал основой для MG Midget. M-type 1928-1932 гг. сделали чуть больше Minor. Благодаря производству 4- и 6-цилиндровых двигателей MG стал ведущим производителем спорткаров. Они использовались, в том числе, в спортивных машинах.
Humber Twelve. Эта модель 1932-1937 гг. стала основой для формирования империи Рутов. Это их первая модель после приобретения в 1929 г. Hillman, Humber и Commer. Двигатель Twelve выпускали, модернизируя, 50 лет. Им оснащали множество моделей до 1983 г.
Austin Maxi. Эта модель разрушила репутацию Алека Иссигониса. После перехода контроля BMH к Leyland ввиду плохого финансового положения и скудного модельного ряда ухудшилось положение Иссигониса, а одной из причин неудач считали его дорогие в производстве и ненадежные модели. Не лучше оказался и готовый к запуску в серию прототип Maxis. Ввиду этого руководством была запущена программа его переделки. Однако большую часть недостатков исправить не удалось, и вышедшая в 1969 г. машина оказалась неудовлетворительной, особенно КПП. В результате Иссигониса отстранили, а его замену Mini 9X отменили. Leyland заменила его на Harry Webster и стала готовить к запуску в производство Marina.
Vauxhall Ten H-Type. Эту модель 1937 г. считают первым современным британским автомобилем с унитарной конструкцией, независимой передней подвеской, гидравлическими тормозами и экономичным двигателем. В следующем году появился Morris Ten Series M аналогичной конструкции, но с зависимой подвеской. Благодаря рассматриваемой модели к завершению ее производства Vauxhall вошел в ведущую шестерку британских автопроизводителей.
Для ряда производителей
Ford Model Y. Эта технически простая модель 1932 г. с двигателем с боковым клапаном, жесткими мостами и листовыми рессорами позволила производителю сохранить продажи на британском рынке после ухода моделей A и T ввиду введения налога на лошадиные силы. На основе этого Eight улучшил положение Morris, отведя от кризиса 30 гг. К тому же Singer сделал клон модели Y – Bantam. Появление данной модели существенно повлияло на такие марки, как Lotus, Ginetta, Rochdale и др., использовавшие детали Ford Eight / Ten.