Одним из самых главных факторов конкурентоспособности каждого производителя на сегодняшний день является качество изготавливаемой им продукции. Причем стоит сразу отметить тот факт, что в условиях рыночных отношений роль неценовой конкуренции в последнее время невероятно возросла, так как из-за большого количества недобросовестных производителей потребителя теперь интересует не цена, а именно обеспечение качества товаров. Рассмотрим это понятие более подробно.
Обеспечение качества требовалось и производилось практически в любые времена. На сегодняшний день уже многие спорят по поводу того, что именно означает слово «качество», однако, для обыкновенных людей оно имеет единственную терминологию. Международная организация ИСО уже успела стандартизировать такое понятие, как совокупность различных характеристик определенного объекта, которые относятся непосредственно к его способности полностью или же частично удовлетворять уже установленные потребности.
Рассмотрим некоторые элементы, которыми на сегодняшний день пользуется оценка качества товаров. Под характеристиками понимается некоторая взаимосвязь различных независимых и зависимых переменных, которые отображаются в виде определенного графика, формулы или же обычного текста. Характеристики могут быть как количественными, так и качественными. Понятие объекта, к примеру, подразумевает процесс или же деятельность, организацию, услугу, отдельное лицо, продукцию или же любую их комбинацию. То есть, другими словами, объектом в данном случае называется все то, что может быть каким-либо образом рассмотрено или же описано.
Продукция – это конечный результат процессов или деятельности. Услуга – это определенный результат взаимодействия поставщика и потребителя, а также внутренней деятельности поставщика по удовлетворению всевозможных потребностей потребителя.
Исходным в определении качества является также и понятие потребности. Здесь изначально речь идет именно об удовлетворении различных потребностей каждого потребителя, которые играют в данном случае огромнейшую роль при формировании качества. Потребители в последнее время стали гораздо более разборчивыми, а что самое главное – придирчивыми, поэтому их требования к качеству растут практически с каждым новым днем. Основным желанием каждого человека является получение максимально качественной продукции или же услуги, которая полностью будет соответствовать всем его потребностям.
В 70-ых годах прошлого века многие специалисты вместе с учеными определили, что качество нельзя полностью гарантировать только при помощи контроля исключительно готовой продукции. Оно должно обязательно обеспечиваться на каждой отдельной стадии в производстве, а также в процессе изучения рынка, при выборе поставщиков сырья и во многих других процессах.
Как осуществляется обеспечение качества? Современные тенденции
В результате подобных исследований и роста потребительской критики, обеспечение качества продукции стало требовать создания различных комплексных подходов, которые смогли бы формировать некоторый замкнутый процесс при учете абсолютно всех вышесказанных стадий и целого ряда других. Именно поэтому с недавнего времени были созданы некоторые системы, которые постоянно действуют на различные мероприятия, осуществляющие обеспечение качества. Подобные системы за последнее время несколько раз менялись и совершенствовались.
В конце концов, многие производители пришли к выводу о том, что целесообразным является не только регламентировать технические процессы, но также и все, что может быть связанно с управлением, организацией распределения функций прав, обязанностей и задач. Главной целью стандартов является построение такой системы качества, которая будет обеспечивать изготовление продукции, способной соответствовать практически любым требованиям потребителей.