Методы управления качеством — приемы и способы, при помощи которых соответствующие органы могут воздействовать на компанию и элементы процесса производства для того, чтобы достигать наилучшего эффекта. Их можно классифицировать по разным основаниям: социальным, экономическим, статистическим, социально-психологическим, организационным и так далее. Рассмотрим более подробно основные группы.
Экономические методы управления качеством включают в себя создание особых условий, которые будут побуждать сотрудников, коллектив, отделы постоянно повышать их уровень. Выделение данной группы было связано с развитием современного рынка. Это потребовало, в свою очередь, широкого и обязательного применения экономических методов в управлении качеством, к которым относятся:
- финансирование данной деятельности;
- хозрасчет во всех подразделениях, которые входят в систему управления качеством;
- наличие экономического стимулирования производства, материального поощрения и оплаты труда сотрудников;
- ценообразование на услуги и продукцию, учитывая их уровень качества;
- применение особых мер при воздействии на поставщиков;
- обязательное бизнес-планирование при создании модернизированных и новых видов услуг и продукции.
Организационно-распорядительные методы управления качеством будут осуществляться при помощи обязательных исполнительных приказов, директив и указаний, которые поступают от руководства. Помимо этого, допустимо наличие иных предписаний, которые направлены на обеспечение и повышение оптимального уровня качества. Речь идет о:
- регламентировании (функциональном, должностном, структурном);
- стандартизации;
- нормировании;
- инструктировании (объяснении, разъяснении);
- распорядительном воздействии (на основе постановлений, приказов, указаний, распоряжений и др.).
Социально-психологические методы управления качеством направлены на то, чтобы влиять на протекание различных процессов, существующих в любом трудовом коллективе. В данном контексте к этим методам относятся:
- обязательное моральное стимулирование высококачественного труда;
- приемы и способы улучшения в любом коллективе социально-психологического климата (речь идет о ликвидации конфликтов, подборе и обеспечении совместимости в группе сотрудников);
- наличие учета индивидуально-психологических черт членов организации;
- обязательное формирование мотивации труда персонала, направленной на то, чтобы достигать требуемого качества;
- развитие и сохранение традиций на предприятии, чтобы обеспечивать необходимое качество;
- способы и приемы активизации самодисциплины, инициативности, ответственности и креативности каждого в коллективе.
Статистические методы управления качеством объединяют большую группу способов, которые связаны с анализом, обработкой большого числа количественных результатов и данных. Речь идет о гистограмме, стратификации (расслаивании), диаграмме Парето, диаграмме рассеивания (или разброса) и контрольных картах. Помимо этого, к ним относятся также отдельные и определенные инструменты, которые применяются для работы с нечисловой, особой информацией. Для этого используют причинно-следственные диаграммы, систематизирующие, обобщающие имеющиеся логические результаты и переводящие их в числовой вид.
Самым популярным способом в этой группе является блок-схема — представление в графическом виде последовательности в выполнении основных и дополнительных этапов любого процесса.
Поэтому в настоящее время очень хорошо сформированы, обоснованы и разработаны системы управления качеством в организациях любого профиля.