Согласно сложившемуся этикету, в среднем сумма чаевых должна составлять порядка 10-15 процентов от суммы чека. Такие деньги платятся в добровольном порядке и выступают в качестве поощрения сотруднику сферы услуг, работа которого вас удовлетворяет. Вознаграждение является фактором, способствующим улучшению качества сервиса. Статистика свидетельствует, что лишь половина потребителей услуг считает обязательным платить чаевые. А все оставшиеся или незнакомы с данным понятием, или толком не знают, как это делается.
Поощрение приносит выгоду всем
Как уже было сказано выше, поощрять работников сервиса не входит в обязанности потребителей. Тем более если кто-то из них не проявляет особого старания и расторопности, делать это нежелательно. Выражение благодарности является актом сугубо доброй воли, и формальный подход здесь неуместен.
В большинстве случаев поощрять обслуживающий персонал полезно, это приносит выгоду. Оставить на чай 100-200 рублей совсем не обременительно для кошелька. Этот жест положительно повлияет на обслуживание в будущем, на отношение к потребителю. Тем более если персонал приложил дополнительные усилия.
Кому платят чаевые?
Существуют сферы и должности, которые предполагают дополнительную плату. А ее отсутствие воспринимают как недовольство клиента. Традиционными местами, где рекомендовано жертвовать небольшие суммы персоналу, являются, например, рестораны, дорогие отели. Когда имеются в виду должности, речь идет о:
Не дают чаевых тем людям, профессия которых предполагает высокую оплату труда. Здесь выражают благодарность небольшими презентами.
Не принято давать на чай:
- стюардессам;
- врачам;
- чиновникам и должностным лицам (есть риск наказания за взятку);
- психоаналитикам;
- переводчикам;
- тренерам.
Чаевые нужно выдавать наличными деньгами. Чтобы не складывалась неловкая ситуация, при посещении различных заведений лучше иметь при себе мелкие купюры. Их можно присовокупить к карте в ресторане или положить в конверт, покидая гостиницу.
Существуют категории работников, которые редко сталкиваются с клиентами лично. К таковым относятся, например, горничные в отеле. Им деньги оставляют либо на кровати, либо в конверте, который подписан и помещен на видное место. Благодарность выражается тогда, когда услуга уже оказана. Швейцарам и портье чаевые даются на входе или возле двери, ведущей в номер.
Каким должен быть размер благодарности?
Сумма чаевых, в принципе, формируется исходя из волеизъявления посетителя. Однако существует порог, опускаться ниже которого нецелесообразно. Это от 5 до 15 процентов от суммы счета или 100-200 рублей. Меньший размер чаевых некоторых может и обидеть.
По большому счету, сколько денег оставлять в салоне красоты, в ресторане, в автосервисе, определяется в соответствии с качеством оказанной услуги. Если клиент остался очень доволен вкусной едой, ее подачей, красивой стрижкой, он может оставить официанту или мастеру вполне приличную сумму.
Как правильно поощрять обслуживающий персонал?
Вот несколько немудреных правил, которые помогут с достоинством выразить благодарность работнику и не обидеть его:
Далее рассмотрим, как к чаевым относятся за рубежом.
Чаевые за границей
В странах Европы, Америки и Азии можно наблюдать различное отношение к культуре чаевых. Вот некоторые примеры.
А что происходит в этом плане в нашей стране?
Отношение к чаевым в России
На постсоветском пространстве тема чаевых возникла относительно недавно. В СССР считалось, что каждый работник получает ровно столько, сколько стоит его труд. Фактически чаевыми баловали в основном работников ресторана. Иногда не брали сдачу в магазине и в такси. Подарки вручались учителям и врачам. Сейчас положение изменилось. Средний размер чаевых в России — это 100 рублей или же 10 процентов от суммы счета. Если клиент щедрый, он платит гораздо больше. Вручение чаевых все больше входит в обычай.
Чаевые в качестве основного заработка
В Соединенных Штатах во многих гостиницах и ресторанах официанты, портье от хозяина получают чисто символические суммы, на которые прожить невозможно. Предполагается, что основную сумму он должен получить от щедрых клиентов, что ставит работника в прямую зависимость от настроения посетителей. В последнее время подобная тенденция стала наблюдаться и в российской системе обслуживания, в общественном питании и гостиничном бизнесе.