Всякое предприятие создается с какой-либо целью. Как правило, эта цель заключается в получении определенного эффекта. Эффект может быть социальным, экологическим, каким-то другим, но чаще всего предполагается получение эффекта экономического. Под ним в данном случае понимается прибыль, которую должна приносить предпринимательская деятельность. Если данный эффект присутствует, то предприятие можно назвать прибыльным, однако разные организации по ряду причин генерируют прибыль разной величины. Для того чтобы сравнивать их между собой, а также изучать одну фирму с точки зрения прибыльности в динамике, производят расчет показателей рентабельности, которые характеризуют относительный уровень прибыли.
Структура всех показателей рентабельности одинакова: в числителе находится определенный вид прибыли, а в знаменателе – то, рентабельность чего определяется. Обычно рассчитывается рентабельность каких-либо ресурсов, что позволяет оценить степень эффективности их использования. Конечный результат расчетов может быть представлен как в процентах, так и в виде коэффициента. Рассмотрим в качестве примера несколько показателей, которые определяются чаще всего.
Прибыль предприятия создается в ходе осуществления деятельности, для которой используется то или иное имущество, находящееся в собственности. Оно, как вы знаете, отражено в активе бухгалтерского баланса. Коэффициент рентабельности активов определяется отношением прибыли к валюте баланса. В расчетах может быть использована либо чистая прибыль, либо прибыль от продаж. Кроме того, имеет смысл оценить эффективность каждой из больших групп имущества, отраженных в балансе, — оборотных и внеоборотных активов. Показатели рентабельности в данном случае будут показывать сумму прибыли в расчете на единицу стоимости имущества.
Вне зависимости от того, производит фирма продукцию или оказывает услуги, она осуществляет затраты. Очевидно, что они также должны производиться наиболее эффективно. В целях оценки уровня эффективности рассчитывают коэффициент рентабельности основной деятельности. Он также имеет другое название, которое более очевидно отражает его смысл – коэффициент рентабельности затрат. Расчет чрезвычайно несложен и состоит в отношении прибыли к сумме осуществленных затрат на производство. Конечно, если информация ограничена, то в расчетах может быть использована и чистая прибыль, но более правильным будет расчет на основе прибыли от продаж. Дело в том, что данный вид прибыли получен именно от реализации той продукции, на создание которой и были сделаны затраты.
Показатель прибыли в большей степени беспокоит собственника предприятия. В этой связи приобретает особый смысл расчет такого показателя, как рентабельность собственного капитала. При делении чистой прибыли на величину собственного капитала можно определить сумму прибыли, которую приносит каждый рубль, вложенный в предприятие собственником. Основываясь на данном показателе, можно сравнивать разные предприятия именно с точки зрения собственника, например, в целях оценки перспектив инвестирования.
Ни один коэффициент рентабельности не ограничен какими-либо нормативными значениями, поэтому их сравнение чаще всего проводят в динамике, то есть анализируют изменение за несколько лет и определяют тенденции. Кроме того, можно сравнивать показатели предприятия с аналогичными показателями похожих фирм либо со среднеотраслевыми значениями.
Определения изменений в рентабельности иногда оказывается недостаточно, и может потребоваться выявление их причин. Для этого чаще всего используют факторный анализ, основанный на методике фирмы DuPont. С помощью данного метода изучают изолированное и совокупное влияние различных факторов, например, на рентабельность активов или собственного капитала.