Если вы хотите добиться поставленной цели, вам необходимо научиться заставить людей выполнять просьбы (поскольку часто без помощи посторонних нам явно не обойтись). Вот два психологических приема, которые помогут вам расположить к себе тех, в помощи которых вы нуждаетесь.
1. Прием «Нога в дверях»
Он получил свое название от торговцев, которые раньше часто ходили по домам, предлагая свой товар. После того как люди им открывали, продавцы ставили ногу на порог, мешая тем самым закрыть дверь, и начинали общение с хозяевами. Вам необходимо научиться действовать по приблизительно такому же принципу. Обратитесь к человеку с каким-нибудь небольшим предложением и постарайтесь сделать все возможное, чтобы он вступил с вами в диалог. Через определенный промежуток времени снова напомните о себе. После нескольких таких общений вы сможете смело обращаться с просьбой. В большинстве случаев люди сами выходят на связь, иногда случается, что это происходит практически после первого разговора. Принцип действия приема заключается в восприятии людьми каждой последующей просьбы, как акта общения. После нескольких просьб человек начинает постепенно (иногда даже с удовольствием) уступать.
2. Прием «Меньшее зло»
Он заключается в том, чтобы заставить человека выполнить вашу просьбу, основываясь на контрасте. Например, вы обращаетесь к собеседнику с просьбой, выполнение которой будет крайне проблематичным. То есть, вы заведомо просите о том, что человек не может сделать. Соответственно, он вам отказывает, но при этом чувствует некоторую неловкость (отказывать всегда тяжелее, чем соглашаться). После этого вы просите о том, что задумали. На фоне того, о чем вы просили раньше, данная услуга кажется сущей мелочью, и человек с удовольствием соглашается. Не может же он постоянно отвечать вам отрицательно. Вот вы и получаете то, к чему стремились.
Правильно сформулированная просьба
Оба приема, о которых шла речь, действуют гарантированно (по крайней мере, один из них точно «сработает»). Однако наука заставить людей делать то, что вы хотите, является не такой простой, как кажется. Огромное значение имеет то, как именно вы попросите. Если начнете с отрицания, можете на него и рассчитывать. Например: «Не мог бы ты…» Человек, к которому вы обратились, уже услышал самый удобный вариант для ответа. К тому же, вы уже готовы к тому, что он откажет, поскольку именно так сформулировали просьбу. Ему останется только сказать вам «нет» и привести аргументы.
Зрительный контакт
Очень важным при использовании первого или второго приема установить с собеседником зрительный контакт. То есть, если вы хотите, чтобы человек ответил вам утвердительно, обязательно смотрите в ему в глаза и немного при этом улыбайтесь. Открытый взгляд всегда действует притягательно (удержите его до пяти секунд), человек с удовольствием соглашается вам помочь. А если вы хотите, чтобы собеседник от вас отстал, просто пристально посмотрите ему в центр лба чуть выше переносицы.
Промедление перед разговором
Никогда не приступайте к озвучиванию просьбы сразу, как только повстречали человека. Нельзя просить, не расположив собеседника к себе. Если есть возможность зайти к нему в дом, снимите обувь и верхнюю одежду, не торопитесь, дайте ему возможность вас рассмотреть. При встрече на улице также отвлеките внимание на природу, погоду, посмотрите в сторону (чтобы он также мог вас рассмотреть с ног до головы), а затем постепенно подводите разговор к интересующей вас теме. Не нужно произносить слово «надо», поскольку оно отпугивает людей.
Лучше замените его словом «давай» или «начинай». Например, вместо: «Нужно помыть посуду» скажите: «Давай мыть посуду», а как только человек приступит, добавьте слово «продолжай».