Согласно мнению, высказанному однажды на канале CNN Грегом Кридом, нынешним генеральный директор Yum! Brands, каждый из сотрудников непременно должен знать о том, что его ценят, и что его работа очень важна для компании.
Признание человека не должно быть для руководителя чем-то далеким и сложным. Оно должно быть таким же простым, как резиновая курица или игрушечные заводные зубы. Тому, кто пока еще не осознал этого, стоит прислушаться к мнению Дэвида Новака – бывшего главного управляющего и председателя совета директоров американской корпорации Yum! Brands, lnc. Эта компания работает в направлении общественного питания и считается крупнейшей в мире по количеству принадлежащих ей ресторанов быстрого обслуживания. Дэвид Новак уверен в том, что своего карьерного успеха он по большей части добился благодаря вниманию, оказываемому им к своим сотрудникам. Признание — это секретное оружие для бизнеса, — говорит он.
Ключевой момент карьеры Дэвида Новака
Свое восхождение к высокому посту он начал с американской транснациональной корпорации PepsiCo, а затем возглавил KFC и Pizza Hut, чтобы в конечном итоге стать соучредителем и генеральным директором Yum. Дэвид Новак вспоминает один момент в своей карьере, который заставил его понять, насколько важным может быть для сотрудника простое спасибо.
Это было время, когда он совсем недавно стал главным управляющим Pepsi. Вступив в новую должность, он впервые посетил одну из разливочных фабрик. Здесь он начал вести беседу с сотрудниками. Сидя за столом, те не переставали хвалить своего коллегу Боба. Работники говорили о его высоких профессиональных качествах. Внезапно Дэвид Новак увидел, что Боб, о котором шла речь, плачет. Оказалось, что тот планировал уйти через две недели на пенсию, даже не подозревая о том, что его настолько высоко ценят коллеги.
Новак признается, что все это было для него словно удар ниже пояса. И он понял, что, будучи руководителем, он непременно должен, прежде всего, высказывать признательность людям. Это вдохновит их на хорошую работу. И тогда он решил, что подобное должно стать основной его чертой как руководителя.
Формирование культуры признания
В 1994 г., когда Дэвид Новак был утвержден на пост генерального директора компании KFC, владеющей международной сетью ресторанов, специализирующихся на подаче блюд из курицы, на его телефон поступило больше звонков с соболезнованиями, нежели с поздравлениями. Дело в том, что эта должность была настоящей погибелью для руководителей. Ведь в то время бизнес находился в упадке, так же, как и моральный дух сотрудников. Этому делу необходимо было придание сильнейшего энергетического потенциала. И им стал обычный резиновый цыпленок.
Новак начал раздавать такие игрушки в качестве вознаграждения хорошо работающим сотрудникам, добавляя при этом небольшие денежные бонусы. И этот ход прекрасно сработал. Сложно было поверить, но именно такие довольно простые на первый взгляд действия нового руководителя помогли изменить мышление всего коллектива организации. В течение первых трех лет компания смогла поднять качество предоставляемых ею услуг до самого высокого уровня.
Сырные головки
Через два года Дэвид Новак занял пост генерального директора Pizza Hut. Он продолжил созданную им традицию. Однако на этот раз в качестве вознаграждения сотрудники получали сырные головки.
По мнению Дэвида Новака, когда руководитель обращает внимание на людей, они начинают работать усерднее. Ведь всем нравится это. И вовсе неважно, что это внимание выражается лишь в пластиковой игрушке, которую можно купить всего за несколько долларов.
Порой Дэвид Новак раздавал награды спонтанно. Например, видя во время одного из своих посещений ресторанов, как кто-то из сотрудников прекрасно обслуживает клиента. В других случаях это планировалось заранее, когда Дэвид намечал встречу с одним из своих работников, который особенно постарался, выполняя то или иное задание.
На каждой безделушке он непременно писал о том, почему сотрудник получает это вознаграждение. В одних случаях игрушка вручалась в знак признания профессионалу за прекрасно приготовленные блюда. В других она была наградой за особые достижения в работе или эффективное руководство тем или иным проектом. В дополнение к награде всегда полагался и денежный бонус, сумма которого начиналась со ста долларов.
Дэвид Новак указывает на то, что руководитель обязан с должным вниманием относиться к тому, что выполняется каждым конкретным сотрудником, и понимать, как это влияет на успех всей компании. Другими словами, необходимо, чтобы выражение признательности было целенаправленным.
Заводные зубы
Получив должность генерального директора Yum! Brands, в состав которой входят Taco Bell, KFC и Pizza Hut, Новак начал награждать своих сотрудников иначе. Он дарил им стучащие зубы. При этом бонусы, которые выделялись одновременно с этими игрушками, достигали 300 долларов.
Подобная культура признания получила распространение во всей компании. Руководители различных подразделений начали раздавать сотрудникам, которые находились в их подчинении, свои, придуманные ими награды.
Дэвид Новак, вручая свое вознаграждение, непременно фотографировался с сотрудником. Он делал два снимка. Один из них отправлял работнику, а второй помещал на стене своего кабинета. После того как места на них не осталось, Дэвид начал развешивать фото на потолке.
Влияние тактики признания
По мере того как Новак внедрял в жизнь свою политику внимания к людям, текучесть кадров в компании стала постепенно уменьшаться. Помимо этого, многие профессионалы начали стремиться попасть в Yum! Brands на работу.
За то время, пока Новак находился на руководящем посту, обороты компании возросли с 4,6 млрд долл. до 31 млрд долл. В 2016 г. Дэвид ушел в отставку, но основанную им политику признания продолжает вести и нынешнее руководство Yum! Brands.