Всем бы нам хотелось выигрывать споры. И хорошо, если была бы какая-то такая магическая техника. Но если бы она существовала, то все бы споры заканчивались вничью. Поэтому никакой магии – только терпение и труд. Рассмотрим, что можно делать, когда спорите, а чего лучше не делать.
Что нужно делать?
Чего делать нельзя
Как обычно люди пытаются выиграть спор?
Используют пустые фразы и клише, за которыми ничего не стоит, кроме эмоций:
- «Напрашивается вопрос».
- «Это не относится к делу».
- «Вы слишком защищаетесь»
- «Не скрещивайте бобра с апельсином»
- «Что у вас за параметры?»
Как видно, эти фразы почти все оценочные, пожалуй, кроме, может быть, первой и последней, но в этих случаях вопросы и уточнения должны бить точно в цель.
Еще немного сомнительных приемов
Давайте посмотрим на список:
- Высмеивают и унижают оппонента. Этот прием эффективен, только если вы ищете дешевой славы у публики, которая наблюдает за состязанием, в действительности так спор не выиграть.
- Провокация. Человек ищет какую-нибудь болевую точку и давит на нее, пока противник не теряет терпение. Это грязный прием, и чистой победы за вами никто не признает, но так можно выиграть спор. Ведь сказано же выше: «Потерял терпение – проиграл».
- Отвлечение. Люди отвлекают оппонента от главной темы, празднуют победу на каких-то других полях и думают, что выиграли основную битву.
- Преувеличение. Порой поступают и так. Берут позицию противника и раздувают ее до космических размеров, думая, что победили в споре, например продажа противозачаточных средств. Преувеличение выглядит так: «А что будет, если все люди будут всегда и везде предохраняться, ведь человечество вымрет!» Очевидно, что о таком повороте никто и никогда не говорил и говорить не будет. Этот прием, опять же, ориентирован на зрителя. Спор так выиграть нельзя.
- Опровергают уверенно. Выбирают один или два аргумента (самых слабых) и уверенно опровергают. У наблюдающих возникает иллюзия победы.
И все-таки об аудитории забывать не стоит
Хороший оратор знает, если он выступает на публике, как победить оппонента и ублажить аудиторию. Здесь важно помнить, что для оппонента вы должны подготовить факты, статистику, цитаты, а с аудиторией можно говорить не только и не столько на языке фактов, сколько на языке эмоций. Толпа управляется прежде всего эмоциями, а не разумом. Поэтому можно использовать юмор и театральные эффекты при обращении к публике, но в общении с соперником вы должны быть безукоризненно логичны и точны.
Вспомните примеры киношных адвокатов: у них есть доказательства для суда и весь набор театральных эффектов – для присяжных.