Прекратить работу фирмы гораздо легче, чем ее начать. Труднее удалить сведения о закрывшей работу организации из ЕГРЮЛ. Но если придерживаться определенного алгоритма, с этим можно справиться самостоятельно.
Собственник может прислушаться к советам знакомых и попытаться закрыть фирму каким-то альтернативным способом, но это может стать рискованной затеей. Для собственного спокойствия и безопасности лучше придерживаться официальной процедуры ликвидации ООО.
Рекомендации этой статьи основаны на профессиональном опыте компании «Юридическая Москва». Мы расскажем, как официально прекратить деятельность юридического лица в 2018 году.
Процедуру добровольного закрытия ООО мы условно разделили на пять этапов.
Шаг 1. Запустить процедуру ликвидации компании
Чтобы закрыть компанию, учредители должны принять решение о ликвидации. Генеральный директор созывает всех учредителей на собрание, где большинством голосов решают закрыть компанию. Процедуру закрытия проводит ликвидатор или ликвидационная комиссия. Они собирают необходимые документы и подают их в налоговую.
Решение учредителей фиксируют в протоколе собрания. Если у организации один учредитель, он принимает решение единолично. Ликвидатор подает протокол в налоговую в течение трех рабочих дней.
Ликвидатор подает в ЕГРЮЛ два документа:
- протокол начала процедуры ликвидации и назначения ликвидатора;
- уведомление формы Р15001 о ликвидации юрлица, заверенное у нотариуса.
В течение пяти рабочих дней налоговая сообщает в ЕГРЮЛ о начале ликвидации ООО. После чего вы получаете у инспектора Лист записи, в котором указано, что обновленные сведения внесены в реестр.
Шаг 2. Сообщить кредиторам
Перед тем как приступить к ликвидации, учредители фирмы сообщают всем контрагентам о грядущих изменениях. По закону, нельзя закрыть организацию до того, как будут решены все вопросы с кредиторами. Чтобы заявить о своем намерении, собственники публикуют официальное письмо о ликвидации организации в юридической газете «Вестник государственной регистрации».
В редакцию «Вестника» нужно подать:
- квитанцию об оплате за публикацию;
- заявку на публикацию;
- протокол о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидатора;
- Лист записи о внесении изменений в сведения о юрлице в ЕГРЮЛ.
О закрытии организации нужно сообщить кредиторам. Для этого учредители рассылают письменные уведомления через курьерскую службу или заказным письмом.
А вот внебюджетные фонды отдельно уведомлять не нужно. Регистрирующий орган самостоятельно сообщит в пенсионный и страховой фонды.
На этом этапе решаются все вопросы с контрагентами. Ликвидатор проверяет, есть ли у фирмы долги, и следит, чтобы фирма их погасила.
Если ваша компания старше трех лет, вероятнее всего, к вам нагрянет налоговая инспекция с выездной проверкой. Молодой и «нулевой» компании это не грозит. Без проверки нельзя сдавать документы на следующий этап: компании могут отказать в ликвидации.
Шаг 3. Подать в ИФНС промежуточный ликвидационный баланс
После публикации в «Вестнике» ликвидатор подает документы в ИФНС. Сделать это можно не раньше чем через два месяца. Если он проигнорирует эти сроки и подаст документы раньше, компании откажут в регистрации.
Промежуточный баланс нельзя подавать, если налоговая еще не закончила выездную проверку или компания судится с кредиторами.
Общепринятого варианта промежуточного баланса нет. По сути, это бухгалтерский баланс, который отражает реальное финансовое положение компании перед закрытием.
Промежуточный баланс состоит из трех компонентов:
- сведения об активах юрлица;
- информация о требованиях кредиторов;
- результаты рассмотрений этих требований.
На внеочередном общем собрании учредители согласовывают промежуточный баланс и оформляют протокол. Задача ликвидатора или главы комиссии — зарегистрировать и подать в налоговую промежуточный ликвидационный баланс.
Итак, два обязательных документа, которые вы должны подать на этом этапе: нотариально заверенное уведомление о ликвидации юрлица по форме Р15001 и промежуточный ликвидационный баланс, который подписал ликвидатор.
Еще два документа могут потребовать только в региональных налоговых инспекциях:
- протокол либо решение о наличии промежуточного ликвидационного баланса;
- копию публикации в «Вестнике» с отметкой редакции журнала о выпуске.
Шаг 4. Получить окончательный ликвидационный баланс компании
Параллельно с предыдущими шагами собственники должны были погасить все долги перед кредиторами, работниками и государственным бюджетом. После этого нужно закрыть банковские счета.
Учредители готовят информацию об оставшемся имуществе фирмы, которое будет разделено между всеми участниками. Если владельцы предприятия пытаются скрыть имущество, налоговая обнаружит нестыковки в документах и откажет в ликвидации.
Заявление на ликвидацию подает ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии. Генеральный директор созывает последнее собрание учредителей, на котором утверждают окончательный ликвидационный баланс. Остается оплатить госпошлину и заверить у нотариуса подпись заявителя.
Налоговая не закроет ООО без наличия четырех документов:
- ликвидационного баланса;
- решения об утверждении ликвидационного баланса;
- нотариального заявления о ликвидации юрлица по форме Р1600;
- квитанции об оплате 800 рублей госпошлины.
По закону, вам не нужно брать в пенсионном фонде справку об отсутствии задолженности предприятия: регистрирующий орган получает ее самостоятельно.
За пять рабочих дней налоговая регистрирует решение о ликвидации, и заявитель получает Лист о внесении сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании.
Шаг 5. Ликвидировать ООО
Юридическое лицо вносит сведения в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО. С этого момента фирма считается закрытой. Все печати и учредительные документы уничтожают, а бумаги, которые представляют историческую ценность, желательно сдать в Государственный архив.