Наверняка вы слышали об уловках, которые заставляют вас тратить больше денег во время покупок. Например, если вы приходите в супермаркет после рабочего дня и голодны, то не сможете удержаться от покупки лишней шоколадки, проходя мимо стеллажей со сладостями. Особенно это касается вредной еды — чипсов, соленых орешков, сухариков, Сникерсов и прочего — эта еда наиболее привлекательна в плане импульсивных покупок.
Также вы слышали о том, что мерчендайзеры выставляют на полках, которые находятся на уровне глаз клиентов магазина, самые дорогие товары. Такие же товары, но подешевле, располагаются на полках выше, а самые недорогие — на самых нижних полках. При этом качество этих товаров не хуже. Полки, которые находятся на уровне наших глаз, называют золотыми. Угадайте, почему?
Кто подвержен эмоциональному расточительству?
А знаете ли вы, что человек может потратить больше или меньше денег, чем планировал, в зависимости от своего настроения?
Если вы находитесь в подавленном состоянии, вам легко уговорить себя, что вы заслужили ужин в ресторане и вон ту пару дорогих туфлей. А еще вот эту бутылочку Moet & Chandon.
А если вы счастливы и безмятежны, вы способны с легкостью экономить денежные средства. Ведь вы уверены, что в состоянии контролировать не только свои финансы, но и всю жизнь.
Как сделать контекстную рекламу эффективнее
15 причин того, почему вы не теряете вес
Почему стоит делать записи: 6 причин
Понимание того, как ваши эмоции влияют на содержимое кошелька, поможет вам принимать осознанные решения в плане расходов.
Почему люди тратят деньги на ненужные вещи
Часто мы рационализируем наши расходы. Мы можем убедить себя, что вправе тратиться на прихоти, потому что мы упорно и тяжело работаем, мы устали или напряжены.
Однако если мы начнем рассуждать таким образом слишком часто, то собьемся с курса и забудем о главной цели, ради которой копим деньги.
Если мы отказываемся смотреть на свои расходы честно и трезво, то будем продолжать принимать неверные финансовые решения. Вместо того чтобы лгать себе, оправдывая ненужные траты, надо изменить мышление и делать покупки не импульсивно, а осознанно.
То, какое мороженое вы выбираете, зависит от характера
Как прожить на 22 года больше?
Эти упражнения сжигают больше жира, чем бег
Люди, которые совершают импульсивные покупки под влиянием плохого настроения, называются эмоциональными расточителями.
Итак, если вы признали, что тоже принадлежите к числу эмоциональных расточителей, вам нужно научиться различать свои реальные потребности и импульсивные хотелки.
Враги нашего кошелька — у нас в голове
Кроме рационализации эмоциональных покупок, есть и другие способы, при помощи которых мы убеждаем себя тратить деньги на ненужное.
1. Мы покупаем дорогие вещи, чтобы произвести впечатление на других (порой незнакомых нам) людей. Дни, когда наша уверенность в себе на нуле — самые рисковые в плане необдуманных приобретений.
2. Часто мы покупаем ненужные вещи, которых у нас не было в детстве, но очень хотелось. Как насчет велосипеда, который теперь пылится на балконе?
Решаем проблему эмоционального расточительства
Что нужно делать, чтобы спасти свой счет в банке от эмоционального расточительства?
- Признайте наличие этой проблемы.
- Возьмите за привычку не обращать внимания на рекламу любого рода — в телевизоре, радио, журналах. Отпишитесь от всех рекламных рассылок, которые поступают вам на электронную почту.
- Старайтесь не поддаваться искушению, будьте осознанными, учитесь контролировать свои эмоции, увидев на распродаже любимые духи покойной бабушки, которые напоминают вам о детстве.
- Возьмите за правило брать тайм-аут на обдумывание крупной покупки. Даже если у вас есть нужная сумма и вы можете выложить ее здесь и сейчас, дайте себе хотя бы 2 недели на обдумывание. Попытайтесь проанализировать, зачем вам это нужно и как сильно вам это нужно. Не стесняйтесь задавать себе вопросы. Например, «Может быть, я хочу то пальто от Макса Мары не потому, что оно удобное и теплое, а для того, чтобы утереть нос Наташке с третьего этажа?» или « Если я куплю тот Порше, я точно докажу своему отцу, что я не неудачник?» и т. д.
- Наклейте на кошелек стикер с фразой «Тебе это точно нужно?»
- При походе в супермаркет за недельными закупками непременно имейте при себе список того, что необходимо купить. Этот способ слишком прост, но очень действенен.
А на кассе… так и быть, за то, что вы купили все в точности по списку, можете наградить себя шоколадкой!