Критика, какой бы деликатной она ни была, все равно воспринимается резко негативно, больно бьет по самооценке. Тем не менее без нее не обойтись в жизни: ни в личных отношениях, ни на работе. Поэтому нужно научиться правильно на нее реагировать. Вот три эффективные стратегии, которые помогут в этом.
Правило трех пятерок
Существует два типа критики. Первая – это поучительная, когда начальник делает замечание о том, что именно вы сделали неправильно. Вторая – это оценивающая, когда подразумевается, что вы никудышний сотрудник.
Как правило, мы чаще слышим поучительную критику, но воспринимаем ее как оценивающую: поэтому так остро и реагируем. В следующий раз, когда вам сделают замечание, не воспринимайте его на личный счет. Это не ваша характеристика. А просто работа, выполнение которой в чем-то не устроило начальство.
Что делать? При ответе не говорите: «Хорошо, я переделаю», а скажите нечто наподобие: «Наверное, вы правы, но при создании проекта я руководствовался тем-то, поэтому сделал так-то». Это нужно сделать в первые пять минут после того, как вы услышали критику.
В первые пять часов продолжайте работать как ни в чем не бывало: не плачьте, не показывайте, что вы расстроены.
В первые пять дней постарайтесь исправить ошибки и поинтересуйтесь у босса, все ли недочеты устранены.
Обратная связь
Критика дает возможность расти как профессионал, как личность, в зависимости от того, от кого вы ее слышите. Поэтому из нее нужно извлечь максимальную пользу в первую очередь для себя. Как это сделать? Все очень просто: запросите обратную связь.
Например, вы ходите на танцы, и ваш тренер недоволен вашими результатами, отчего вы постоянно слышите критику в свой адрес. В ответ на очередное замечание, поинтересуйтесь, что вам нужно сделать, чтобы танцевать лучше.
То же самое и в личных отношениях. Например, вам поручили убрать в доме, а потом остались недовольны результатом. Спросите, что именно, по мнению партнера/родственников, выполнено неправильно и как можно было бы сделать это лучше.
Сбор информации
Иногда, услышав критику в свой адрес, мы думаем, что собеседник вынес неверное суждение, что он ошибается относительно своей оценки. «Ой, да ладно! Не говори глупостей!» — машем мы рукой в ответ на замечания.
Не торопитесь с подобными высказываниями. Может, это вы неадекватно себя оцениваете? Может, человек вам хочет помочь, дать дельный совет, а вы его отвергаете? И также не исключено, что вы просто неправильно поняли собеседника.
Поэтому стоит задать наводящие вопросы, чтобы извлечь максимум информации — это и есть правильная реакция. Например, вы взялись за какой-то проект, а вам говорят, что не стоит этого делать. Усмирите свое эго и по пунктам разузнайте, почему собеседник сделал вывод, что предприятие провальное. «Почему ты думаешь, что у меня не получится?», «Что именно тебя смущает в проекте? Какие недостатки ты видишь?», «Как, по-твоему мнению, лучше поступить?» — это те вопросы, которые точно нужно задать, чтобы составить объективную картину происходящего.