Жадность – это хорошо! Делиться – это удел коммунистов и неудачников! Подобные максимы широко распространены в капиталистическом мире свободного рынка, в котором все сейчас живут. Действительно ли они описывают сущность социального поведения человека? Антропологи и психологи изучили этот вопрос на примере примитивных сообществ и маленьких детей.
Охота группой
В примитивных сообществах над плохими охотниками насмехаются, они не могут найти себе партнершу. Но при этом успешные охотники ведут себя крайне скромно. Они никогда не хвастаются и всегда преуменьшают то, сколько добычи они принесли. Однако им и не нужно хвастаться, потому что они имеют высокий социальный статус, как звезды спорта в современном мире, которые, к сожалению, далеко не всегда являются такими скромными. Важно помнить о том, что охота – это кооперативное занятие, где добыча делится равномерно между семьями охотников. Секрет этой кооперации заключается в том, что охотник – это крайне ненадежная профессия, и кто-то может неделями не приносить домой ничего. Это было бы катастрофой для единичного охотника, но не вызывает проблем у группы из десяти охотников, которые разделяют свои усилия и свою добычу. Кооперация в данном случае функционирует как страховая система, позволяющая избежать крайних стадий неуверенности в поставке продуктов питания. Женщины в примитивных сообществах также кооперируются и собирают пищу группами, что позволяет им также обеспечить дополнительную защиту детям, которые крайне уязвимы для атак хищников. Таким образом, в примитивных сообществах практически нет жадности, и все строится на кооперации.
Устами младенца
Кооперативные склонности младенцев были проверены в лаборатории в рамках экспериментов, которые сравнивали двухлетних детей со взрослыми обезьянами. Это сравнение может показаться вам странным, однако в действительности оно является вполне разумным, потому что у детей имеются примерно такие же когнитивные способности, как у взрослых шимпанзе и орангутангов. По крайней мере, это действительно так в вопросах пространственной памяти, способности измерять количество, а также понимать причины и следствия. В рамках теста по социальному обучению субъекты видели, как лаборант выполнил сложное задание, например, достал еду из узкой трубки. Младенцы отлично справились с этим заданием, в то время как шимпанзе и орангутанги не получили практически никакой пользы от предшествующей демонстрации, поэтому получили очень низкие оценки за социальное обучение. Это означает, что люди гораздо более внимательно относятся к тому, что делают другие представители их вида, поэтому даже самые маленькие дети способны имитировать практические решения проблем.
Психология определяет важнейшее качество
Итак, даже самые маленькие дети хорошо справляются с повторением того, что делают другие, но вот мотивированы ли они исключительно жадностью? Эта гипотеза была проверена в рамках другого эксперимента. Детям предлагалось либо имитировать то, что сделал кто-то, либо использовать неудачливого оппонента для собственной выгоды. Результаты были однозначны: дети практически на все сто процентов предпочитают копировать других, а не следовать принципам макиавеллистской эксплуатации. Это позволяет предположить, что человеческий интеллект эволюционировал благодаря кооперации, а не благодаря личной жадности. Доказательства, касающиеся интеллекта других видов, также указывают в этом направлении.
Кооперация как функция интеллекта
Кооперация является гораздо более сложной, чем жадность, потому что участникам необходимо следить за тем, чтобы другие не воспользовались ими. Это должно вовлекать умение оценивать намерения других участников, а это требует серьезной мозговой мощности. Возможно, именно из-за этого сложные формы кооперации характерны для высокоинтеллектуальных видов, таких как касатки, которые охотятся группами, точно так же, как люди.