Исследователи из СПбПУ недавно провели один интересный эксперимент, в процессе которого они выяснили, что дети склонны воспринимать виртуальных помощников как живых людей. Во время исследования они должны были вести простую беседу с «Алисой», разработанной компанией «Яндекс» и интегрированной в собственный интернет-браузер. Собрав и изучив данные, ученые обнаружили, что дети воспринимают ее как реального собеседника, а не как технологический объект. Об этом было рассказано в статье, опубликованной на официальном сайте учебного заведения, а ее копия продублирована в одном популярном научном журнале.
Результаты исследования
В эксперименте принимали участие дети в возрасте от 5 до 9 лет. Они должны были задать ряд базовых вопросов, на которые виртуальный помощник «Алиса» должна была дать ответы. Например, «Кто твои родители?», «В каком классе ты учишься?», «Какие у тебя глаза?» и т. д. За всем происходящим наблюдали ученые, которые отметили, что все дети воспринимали виртуального собеседника как живого человека.
Подобное исследование очень важно, поскольку виртуальные ассистенты и искусственный интеллект являются неотъемлемой частью современного мира, а также за этими технологиями стоит будущее. При этом современное поколение относится к ним совершенно иначе, чем старое.
Адаптируемость
Как рассказал заведующий кафедрой общественных наук СПбПУ Дарья Быльева, во время исследования была обнаружена одна интересная особенность. При общении с «Алисой» дети подстраивали под нее свои повадки, стиль ведения диалога и интонацию, чтобы найти ответы на свои вопросы. Проще говоря, они адаптировались, что совсем нетипично для детей этой возрастной категории.
Основные проблемы
Как утверждают ученые, через какой-то промежуток времени испытуемые начинали общаться с виртуальным помощником в приказном тоне. Это очень большая проблема, поскольку подобную модель коммуникации они впоследствии могут переносить в свою реальную жизнь. Это связано с тем, что «Алиса» воспринимается в качестве живой личности, а это значит, что негативная манера поведения будет считаться нормальной.
К сожалению, остановить развитие современного технологического прогресса невозможно. Поэтому ученые должны приложить основные усилия для того, чтобы разработать более современные и эффективные программы воспитания детей, которые позволят вырастить из них здоровых, воспитанных и доброжелательных людей.