Инфраструктура предприятия представлена совокупностью структурных подразделений организации (цеха, участки, хозяйства и службы). Данные подразделения имеют вспомогательный подчиненный характер и обеспечивают обязательные условия для осуществления деятельности предприятия в целом.
Инфраструктура предприятия подразделяется на социальную, производственную и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.
Производственная инфраструктура предприятия представляет собой совокупность подразделений, которые напрямую не связаны с созданием готовой продукции. Но имеют свое основное назначение – техническое обслуживание основных производственных процессов. К таким подразделениям можно отнести обслуживающие и вспомогательные хозяйства и цеха, в функциональные обязанности которых входит: перемещение предметов труда, обеспечение процесса производства сырьем, энергией и топливом, а также осуществление обслуживания и ремонта оборудования и прочих средств. Нельзя забывать и о структурных подразделениях, предназначенных для обеспечения полноценных условий осуществления производства и отвечающих за хранение материальных ценностей, сбыт готовой продукции, ее транспортировку.
Социальная инфраструктура предприятия является совокупностью структурных подразделений, которые обеспечивают социально-бытовые и культурные потребности работников, а также членов их семей. Данный вид инфраструктуры состоит из:
— столовых, кафе, буфетов (подразделения общественного питания);
— больниц, поликлиник, медпунктов (охрана здоровья);
— садов, яслей (детские дошкольные учреждения);
— школ, ПТУ, курсов повышения квалификации (заведения образования);
— собственных жилых домов (ЖКХ);
— библиотек, пансионатов, клубов, спортивных комплексов и летних детских лагерей (организация культуры и отдыха).
Информационная инфраструктура предприятия предполагает организацию взаимодействия информационных потоков, использует компьютерные технологии и осуществляет определенный комплекс мероприятий:
— организационные, определяющие структуру документов, а также маршрутов движения их, ответственность за выполнение правил разработки алгоритмов, программ и соответствующей структуры базы данных, а также способ финансирования;
— технические, которыми предусмотрены приобретение, монтаж, обслуживание, эксплуатация оборудования, а также создание любой кабельной системы;
— выбор системного программного обеспечения, которое планируется использовать на предприятии, создание компьютерной сети в виде программно-технического комплекса;
— обучение и тренинги сотрудников организации;
— обеспечение технической и программной безопасности информации;
— наполнение базы данных.
Для обеспечения слаженной работы информационной инфраструктуры на предприятии создаются такие службы:
— техническая, в функции которой входят работы по монтажу компьютерной сети, установка и ремонт оборудования;
— служба эксплуатации, основной функцией которой является работа по формированию и постановке задачи для группы разработчиков программного обеспечения, а также обязательное и детальное обучение персонала.
Таким образом, инфраструктура предприятия в части внедрения и дальнейшего использования новейших информационных технологий должна быть представлена в виде целостной системы, начиная от электропитания и простейшей автоматизации до установки достаточно сложных информационных систем. Именно комплексный подход в решении данного вопроса позволит, кроме экономии средств организации, увеличить производительность и обеспечить бесперебойную работу оборудования.