Проведение финансово-бюджетной программы является главной целью бюджетного регулирования, поскольку единственным надёжным источником улучшения благосостояния страны является реальный рост экономики. Государственный долг и бюджетный дефицит в современной интерпретации имеют неоднозначную трактовку, поскольку некоторые специалисты считают, что их использование ведёт лишь к увеличению инфляции и никак не влияет на стимулирование экономики. Другие экономисты напротив, заявляют, что государственный долг и бюджетный дефицит являются одним из наиболее эффективных способов оживления экономики.
Научный поиск, направленный на урегулирование экономики, строится на оптимальном соотношении между социальной справедливостью и экономической эффективностью. Уже совершенно точно доказано, что увеличение поступлений денежных средств в государственный бюджет приводит к увеличению бюджетных расходов. Понятно, что увеличивать темпы роста ВВП и одновременно снижать инфляцию нереально, это может привести к стагнации, такой тезис подтверждают конкретные расчеты.
Государственный долг и бюджетный дефицит тщательно рассматривались известными экономистами нашего времени, их мысли изложены в многочисленных трудах, посвящённых развитию современной государственной экономики. Чтобы понять базовые тезисы этих учений, необходимо знать, что государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для функций местного самоуправления и для финансового обеспечения поставленных задач. Бюджетный дефицит возникает в государстве, когда доходы и расходы не совпадают, при этом возникают такие экономические отношения между участниками, когда использование денежных средств бывает значительно выше отведённого бюджета.
Не стоит думать, что государственный долг и бюджетный дефицит могут только отрицательно влиять на развитие экономики. В периоды экономических спадов для смягчения ситуации используется именно государственное заимствование, препятствующее резкому падению спроса и оказывающее стабилизирующее воздействие на экономическую политику страны. Помимо этого, государственные займы предназначены для дополнительного поступления в страну финансов, которые впоследствии станут базой будущего экономического роста.
Как утверждают экономисты внешний государственный долг СССР позволил стране осуществлять большие совокупные затраты, чем наработанный национальный доход. Таким образом, видно, как государственные заимствования положительно влияют на макроэкономическую политику страны. Внешний долг страны часто оказывается для неё непосильной ношей, так как необходимо отдавать ценные товары, чтобы погасить долг, а кредитор часто ставит перед государством-должником невыполнимые условия. В то же время внутренний государственный долг требует перераспределения доходов внутри страны, часто это выглядит как переход денежных средств от малообеспеченного населения страны к более обеспеченному.
На сегодняшний день существует ряд методологических проблем, которые позволяют прогнозировать внутренний государственный долг России с точностью до нескольких процентов. При этом существует чёткое разделение между понятиями «долг сектора государственного управления» и «государственный долг страны». Исходя из этого, можно понять, что долговые обязательства сектора государственного управления не включают в себя долги учреждений денежно-кредитного регулирования, которые образуются от принятия на себя задолженности сторонних должников.
Отсюда следует, что вопросы относительно порядка обслуживания и погашения государственного долга страны нуждаются в строгом контроле и чётком государственном урегулировании.