Для освоения современного рынка предприниматель, помимо несомненного умения и понимания бизнеса, должен знать основы делового этикета. Настоящий профессионал должен быть в курсе, что такое этика и этикет делового общения, и уметь их отличать. Быть просто вежливым и приятным в общении недостаточно, этика делового общения состоит из нескольких правил, которым нужно следовать неукоснительно.
Этика делового общения предусматривает несколько форм общения. Основные формы: диалоговое и групповое. Чаще всего, для решения производственных и организационных вопросов используется групповое общение, в частности, собрания и совещания. По назначению они делятся на информативные, совещания с целью принятия решений, творческие. Совещания также классифицируются по тематике, сфере применения и т.д. На основании этико-организационного подхода совещания подразделяются на диктаторские, сегрегативные, автократические, свободные и дискуссионные.
Отдельно остановимся на таком понятии как этика деловых переговоров. Деловые переговоры всегда носят официальный характер, к ним обязательно нужно подготовиться заранее, поскольку очень часто их результатом является подписание важных договоров и контрактов. Такая этика делового общения состоит из нескольких этапов: определение основной проблемы, поиск партнёров для решения, разграничение своих и чужих интересов, разработка плана переговоров, решение оргвопросов и подготовка документов. Сама беседа будет состоять из приветствия-обмена информацией-аргументации-принятия решения-заключительной части.
Причём этика делового общения на всех этапах также имеет свои принципы: рациональность, понимание, общение, достоверность, принятие, умение задавать вопросы и слушать собеседника, такт, корректность, конкретность. На встречу нужно прийти чуть раньше назначенного срока и хорошо подготовленным. На все вопросы нужно давать максимально чёткие и понятные ответы, задавать уточняющие вопросы по существу. Даже если исход деловых переговоров остался для вас неблагоприятным, это не повод, уходя, хлопать дверью. Заключительная часть переговоров также должна пройти в максимально вежливой форме.