Главной составляющей успеха любого предприятия являются его сотрудники. А грамотное управление персоналом — это ключевая позиция предприятия на рынке, которая определяет его значимость и финансовый рост.
Для правильной организации работников одних только индивидуальных качеств руководителя очень мало. Здесь необходимо знать менеджмент, методы эффективного управления и реальные примеры опыта успешных руководителей.
Персонал и его роль на предприятии
Сотрудники – это физические лица, состоящие с предприятием (как с юридическим лицом) в отношениях, которые регулируются посредством договора найма или трудового договора. В данных отношениях могут участвовать и совладельцы и собственники предприятия (как физические лица), если они, помимо своей части доходов, получают еще и оплату за то, что лично участвуют в его деятельности.
Личный состав предприятия – это персонал, который обладает рядом признаков: квалификацией, компетентностью, способностями.
Все работники предприятия квалифицируются по следующим категориям: рабочие, технические служащие, специалисты, профессионалы и руководители.
В зависимости от рода деятельности персонал можно разделить на следующие группы: оперативный, ремонтный, эксплуатационный, обслуживающий, технический и административный.
Управление персоналом – это деятельность руководителей предприятия, которая направлена на разработку целенаправленных стратегий, концепций в области кадровой политики и эффективных методов управления на производстве.
Данный процесс состоит из системы взаимосвязанных организационных, социальных и экономических мероприятий по созданию нормальных условий для функционирования, формирования и максимального использования рабочего потенциала. Управление персоналом — это непрерывный процесс, направленный на достижение поставленных задач путем мотивации и изменения целей работников.
Мотивация труда
Мотивация труда и удовлетворенность результатами работы зависят не только от самого сотрудника. Важную роль в данном процессе занимает непосредственный руководитель.
Управление персоналом — это воздействие на людей таким образом, чтобы у них появилось желание работать, показать себя с наилучшей стороны.
Мотивация – это совокупность внешних (правовые нормы, административные воздействия, коллективные стимулы и нормы поведения) и внутренних (личные потребности, индивидуальные ценности, личные интересы, идеалы и мотивы) побудительных сил.
Управление персоналом — это точное определение целей и осознание конечных результатов работы. Руководитель должен организовать производственный процесс таким образом, чтобы подчиненные видели важность работы на начальных этапах и имели возможность участвовать в принятии окончательных решений. Работа, организованная на данных принципах, обеспечивает удовлетворение всех участников рабочего процесса.
Служба управления
Служба управления персоналом – это ряд структурных подразделений (в области управления) в совокупности с должностными лицами, которые управляют работниками в рамках выбранной политики.
В службу управления персоналом входят: отдел по найму и увольнению работников, отдел кадров, служба по отбору, адаптации, обучению, планированию, прогнозированию, отдел организации быта и отдыха и нормирования условий труда.
Данная служба является конструктивным подразделением, которое не принимает непосредственного участия в производственной деятельности, при этом помогает обеспечить нормальное функционирование предприятия. Работа служб управления имеет 2 направления: стратегическое и тактическое.
Стратегическое направление работы службы ориентировано на развитие кадровой политики предприятия. Это разработка теоретических взглядов, требований, идей, методов и практических действий работы с персоналом.
В рамках тактического направления реализуется текущая кадровая деятельность по созданию трудовых ресурсов предприятия. Суть работы в данном направлении состоит в четком разграничении функций сотрудников и их реализации на практике.
Концепции, задачи и цели управления персоналом
В заключение хотелось бы отметить, что главными задачами и целями управления является обеспечение предприятия высококвалифицированными кадрами, их эффективное использование, а также организация профессионального развития подчиненных.
На сегодняшний день основную концепцию управления на предприятии составляют: роль личности сотрудника, знание мотивационных факторов, умение их разрабатывать и направлять на реализацию задач, которые поставлены перед предприятием.