Работая в условиях рыночных отношений, для любого предприятия важно осуществить правильное ценообразование в маркетинге. Ценообразование на продукцию является достаточно сложным процессом, который зависит от множества факторов. Выбор направления ценообразования, подходов к формированию цен для обеспечения объемов реализации продукции, повышения рентабельности и укрепления позиций предприятия на рынке является важнейшим направлением маркетинговых действий.
Адекватное ценообразование в маркетинге является залогом рентабельности предприятия, так как результаты принятых решений по установлению цен могут оказаться решающими, как в плане получения прибыли от продаж, так и в плане понесенных убытков.
При разработке стратегии ценообразования важно не только правильно установить цену на продукцию, но сформировать стратегическую линию, учитывая особенности ценообразования, по всему ассортименту продукции.
Ценовая стратегия на длительный период станет краеугольным камнем, на основании которого будет формироваться ценообразование в маркетинге. Стратегическая линия формирования цены позволит организации определиться с предполагаемым объемом прибыли, долей рынка в перспективе, а значит – даст определенный временной и финансовый резерв для воздействия на ситуацию на рынке.
В литературе по маркетингу выделяют шесть этапов, на основе которых формируется ценообразование в маркетинге.
На первом этапе определяется спрос на товары. Устанавливаются показатели спроса относительно цены товаров конкретного сегмента. Определяются потенциальные возможности, экономические и психологические, покупки товара покупателем по предлагаемой цене. На втором этапе предприятие выбирает для себя самую выгодную цену, которая обеспечит максимальный уровень предельной прибыли. На этом этапе устанавливаются максимально выгодные цены для производящего предприятия. Осуществляется расчет издержек с использованием прямого отнесения затрат на продукцию для определения цены товара. Показатель издержек при производстве определяет возможности удовлетворения потребностей всех потребителей с прибылью для организации.
На третьем этапе осуществляется определение цены товара в сравнении с товарами конкурентов, и производится соответствующая корректировка по параметрам качества и прочим составляющим. В случае необходимости, необходимо осуществить корректировку цен при реагировании конкурентов.
На четвертом этапе определяется порог цены, а также возможные условия снижения цены. Но основной ключ к снижению цены — сокращения издержек производства. Является обоснованным снижение цены на товар при малой загрузке производственных мощностей, угрозе снижения объема продаж при агрессивной конкуренции, заполнения складов и прочее.
На пятом этапе определяются соотношения цен между различными товарами, устанавливаются ценовые линии, связанные с реализацией товаров в диапазоне, где цена товара отражает уровень качества и прочее. Также формируется ее структура.
На шестом этапе осуществляется разработка тактики цен. К ней относятся:
— единая ценовая политика на различные товары;
— тактика убыточного лидера, при которой, предприятие продает какую-то свою продукцию по сниженной цене для привлечения потребителей ко всему ассортименту изделий, которые продаются по обычным ценам;
— организация распродаж.
Также на этом этапе рассматривают необходимые варианты скидок/надбавок к цене в зависимости от объема продаж. Как видите, все этапы процесса ценообразования очень важны и играют свою определенную роль в формировании прибыли предприятия.