Сфера услуг в последнее время в России, что называется, идет вперед семимильными шагами. Все большее число людей предпочитают решать какие-либо бытовые проблемы не своими силами, а обращаться за помощью к специалистам в том значительном сегменте рынка, который называется «бытовое обслуживание населения».Для наиболее полного удовлетворения спроса населения повсеместно открываются прачечные, химчистки, салоны красоты, мастерские по ремонту автомобилей и бытовой техники и другие предприятия бытового обслуживания.
Постоянно возрастающий спрос на бытовые услуги способствует развитию существующих организаций и открытию новых. Формы обслуживания населения могут быть самыми разными, но все они направлены на наиболее полное удовлетворение запросов людей, нуждающихся в обслуживании. Так специально для занятых клиентов, у которых нет времени на посещение предприятий бытового обслуживания (салон красоты, мастерские по ремонту радиоаппаратуры и других) практикуется выезд специалистов на дом. Более того, некоторые виды работ выполняются только на дому клиента (уборка квартиры, мелкий ремонт, чистка штор).
Многие эксперты считают, что спрос на бытовое обслуживание населения остается стабильным и из года в год в последнее время увеличивается примерно на тридцать процентов. Это обусловлено, в первую очередь, стремлением людей, имеющих высокий уровень достатка, к улучшению качества жизни и экономии времени на том, что называется «повседневными делами».
И все же бытовое обслуживание населения в России значительно отличается от западного. В Европе и в Америке организация обслуживания населения происходит в основном за счет частного предпринимательства и создания семейных предприятий, тогда как в нашей стране это коллективные формы хозяйствования. Таким образом владельцами предприятий быта в стране являются главным образом трудовые коллективы — 63 процента от всех предприятий. Далее (23%) идут юридические лица, и лишь 13% всех предприятий бытового обслуживания принадлежать частным лицам.
Интересная черта, которой отличается бытовое обслуживание населения в России — выполнение дополнительных видов работ, не связанных напрямую с обслуживанием. Это происходит из-за стремления многих из них к выживанию в тяжелых условиях российского рынка, когда организация обслуживания населения сталкивается с многочисленными проблемами, характерными для малого бизнеса в России в целом.
Среди этих трудностей самыми серьезными можно назвать трудности, порой непреодолимые, в привлечении инвестиций и получении кредитных ресурсов, отсутствие производственных площадей, которые идеально соответствовали бы санитарным нормам для предприятий бытового обслуживания, нехватка обученных и квалифицированных работников для выполнения работ, особенно закройщиков, портных, сапожников и специалистов по ремонту сложной бытовой техники. И, наконец, развитие рынка сильно тормозит отсутствие или несовершенство правового регулирования в отрасли.
Другие проблемы, с которыми сталкиваются создаваемые предприятия, вполне решаемы — это, в частности, недостаточная информированность населения об услугах, оказываемых предприятиями обслуживания. Эта проблема решается проведением рекламных кампаний в прессе и в Интернете, размещение объявлений в транспорте, изготовление баннеров, растяжек, штендеров и других рекламных материалов. Формы обслуживания населения также нуждаются в совершенствовании и развитии.
Но в любом случае предприятия бытового обслуживания населения при должных усилиях со стороны их владельцев могут приносить хороший доход и быть неотъемлемой частью повседневной жизни огромного количества людей.