Многие руководители ошибочно считают, что материальная стимуляция гарантирует полную самоотдачу работника. Безусловно, важность денег не стоит преуменьшать. Но и преувеличивать их роль в стимулировании производительности также не стоит. Материальное поощрение труда — это нечто само собой разумеющееся. Новое же поколение работников стремится не только к заработку, но также к самореализации и самоактуализации. Нематериальная стимуляция дает куда более мощный толчок для повышения производительности.
Говорите спасибо
К сожалению, большинство менеджеров воспринимают усердие и трудолюбие сотрудников как данность. Это приводит к тому, что работники теряют желание выходить за рамки служебных инструкций и должностных обязанностей, генерировать новые идеи, что-то совершенствовать. Действительно, зачем подвергать себя лишней нагрузке, если этого никто не заметит не оценит?
Благодарность ничего не стоит для руководителя, но она очень ценна для сотрудника. Человеку важно знать, что его усилия не остались незамеченными. Короткое Спасибо заставляет человека поверить в свою важность и значимость, вдохновляет работать еще усерднее. Если вы замечаете рвение и усилия сотрудника, если он инициативен и старателен, обязательно выразите ему свою признательность. Это подтолкнет и его, и остальных работать еще лучше.
Создайте благоприятную среду
Высокая производительность невозможна в атмосфере недоверия и напряженности. Если вы хотите, чтобы сотрудники работали лучше, создайте для них благоприятную среду. Работники должны чувствовать, что руководитель интересуется ими, заботится о них. Дайте подчиненным знать, что они могут обратиться к вам с любой проблемой, и вы поддержите их.
Еще один способ проявить заботу о сотрудниках — подумать об их профессиональном и личном развитии. Не обязательно оплачивать образование или какие-то курсы. Вы и сами можете давать сотрудникам знания, которые выходят за рамки их непосредственных компетенций. Если у кого-то есть увлечения, не касающиеся работы, их нужно поощрять и оповещать об успехах весь коллектив.
Поддерживайте здоровье и счастье сотрудников
Хороший сотрудник — это здоровый и счастливый сотрудник. Большинство менеджеров считает, что вопросы физического и эмоционального состояния подчиненных их не касаются. Но эффективный руководитель уверен, что на нем также лежит доля ответственности за самочувствие работников.
Задача менеджера — всячески стимулировать подчиненных к здоровому образу жизни. Например, можно устроить в офисе соревнование по количеству пройденных шагов, а по итогам каждого месяца выбирать самого активного сотрудника. Также можно договориться о приобретении коллективного абонемента в какой-нибудь спортивный зал. В конце концов, можно ввести традицию совместных выездов на природу.
Чтобы сотрудник почувствовал, что его ценят, и был счастлив, проявите заботу. Например, предоставьте работникам здоровые и полезные закуски. Это могут быть энергетические батончики или свежие фрукты. Не забывайте поздравлять сотрудников с праздниками и делать небольшие приятные презенты.
Введите систему бонусов и поощрений
Было бы очень правильно и справедливо поощрять сотрудников, которые выкладываются на работе на все 100 %. Чтобы человек почувствовал, что начальство им довольно, не обязательно повышать его в должности или повышать зарплату. Можно поощрить человека каким-то подарком, чтобы в будущем он работал еще лучше и самоотверженнее. Это может быть корзина с фруктами, торт, пицца, сертификат в спа-салон, билет в кинотеатр и прочие приятные мелочи.
В некоторых успешных организациях существует система бонусов и поощрений. За достижение определенных целей сотрудники получают баллы, которые можно накапливать и обменивать на какие-то бонусы. Это может быть подарок, услуга или просто дополнительный выходной. Руководителю это обходится не так уж и дорого, учитывая, как растет производительности от внедрения подобных мероприятий.
Будьте хорошим лидером
Сотрудники будут работать более старательно или добросовестно, если во главе будет стоять сильный и честный лидер. Не на словах, а на деле вы должны продемонстрировать ответственность, решительность и справедливость. Не прячьтесь от работников в кабинете. Покажите, что вы готовы наравне со всеми выполнять рутинные операции, если того потребуют обстоятельства.
Работайте над построением команды
Помимо роста производительности отдельного работника нужно заботиться о повышении эффективности работы всего коллектива. Это возможно только в том случае, если сотрудники чувствуют себя командой и действуют как один слаженный механизм. Чтобы добиться этого, нужно укреплять связи между членами коллектива. Они должны как можно больше времени проводить вместе в неформальной обстановке. Устраивайте совместные поездки на отдых, вместе справляйте праздники, отмечайте рабочие достижения.
К сожалению, не бывает коллективов без конфликтов. Многие руководители предпочитают оставаться в стороне, что лишь приводит к росту напряженности. Чтобы ваша команда была дружной, вы должны стать справедливым и честным судьей, который может быстро развести и примирить враждующие стороны.