Нам свойственно одушевлять самые разные предметы и приписывать им человеческие чувства и эмоции. Особенно часто это бывает заметно в отношении автомобилей. Если следовать описанной практике, то советский грузовик ЗиЛ 164 может быть охарактеризован как скромный, безотказный труженик. Он чаще всего находился в тени своих предшественников, более известных моделей – ЗиС 150, ЗиС 5. Тем не менее в течение достаточно продолжительного времени он трудился на многочисленных предприятиях народного хозяйства.
Если проследить историю ЗиЛ 164, то ее можно начинать с довоенных времен. Еще в конце 1930 года, накануне Великой Отечественной, на смену выпускавшемуся тогда грузовику ЗИС 5 была подготовлена новая машина, получившая индекс ЗИС 15. Война не позволила своевременно воплотить этот проект в жизнь, и только после ее окончания, в конце 1947 года, новый автомобиль, получивший название ЗиЛ 150, начал выпускаться серийно. В ходе его производства проводилась постоянная модернизация, в 1957 году модернизированная машина получила индекс ЗиЛ 164 и под ним выпускалась до 1964 года.
По своим возможностям это была переходная модель от устаревшего ЗиЛ 150 к новому, ещё только готовящемуся к освоению ЗиЛ 130. Даже на серийно выпускавшихся образцах грузовиков порой ставили узлы (для проверки и обкатки) от новой модели. Тем не менее некоторая отсталость никоим образом не сказывалась на востребованности сто шестьдесят четвертого. Автомобили ЗиЛ долгие годы были основными рабочими машинами как в любом автохозяйстве, так и в Советской Армии.
Технические характеристики ЗиЛа вполне достойны уважения (для того периода времени): грузоподъемность составляла четыре тысячи килограммов, бензиновый двигатель – шестицилиндровый, мощностью сто л.с. Достоинством можно считать возможность буксировать прицеп допустимой массой четыре тысячи двести килограммов. Автомобиль не был быстроходен, его максимальная скорость составляла семьдесят километров в час, но по современным меркам обладал приличным аппетитом – 36 литров/100 км.
Востребован был не только ЗиЛ бортовой, но также его узлы и сам автомобиль без кузова. Выпускались сто шестьдесят четвертые и в версии седельного тягача, и в качестве различных специализированных автомобилей – топливозаправщиков, фургонов, подъемных кранов, пожарных машин, самосвалов и т.д. На Кутаисском автомобильном заводе на базе ЗиЛа выпускали свои автомобили, сначала это были самосвалы с опрокидывающимся набок кузовом, а потом – седельный тягач. С большим успехом отдельные детали и узлы машины использовались при производстве автобусов.
Однако по мере отработки конструкции ЗиЛ 130 и готовности конвейера к началу выпуска новой модели стали падать объемы производства сто шестьдесят четвертого, и затем в декабре 1964 года оно было полностью прекращено. Несмотря на достаточно ограниченный срок производства автомобили этой серии отличались приличной надежностью и заслужили самой лучшей оценки. Отдельные экземпляры сохранились и до настоящего времени в полностью исправном состоянии.
Хотя автомобиль ЗиЛ 164 не оставил впечатляющего следа в истории страны, но в ее развитии судьба этого грузовика не осталась незамеченной. Он трудился в самых разных районах – от севера до юга и от востока до запада, он принимал разный облик – грузовика, самосвала, фургона, тягача, заправщика и т.д. Незаметная, но крайне насыщенная и заполненная постоянным трудом судьба досталась этому автомобилю.