Чтобы автомобиль работал долго и радовал своего владельца, необходимо ухаживать за основными узлами, которые входят в конструкцию. Производители рекомендуют в определенный период проводить плановое техническое обслуживание, выполнять замену расходных материалов. Также обязательно производить замену масла в двигателе. В процессе эксплуатации мотора в нем образуется нагар, и масло загрязняется различными продуктами сгорания топлива. Но для того чтобы не знать никаких проблем с машиной, рекомендуется также регулярная замена масла в механической коробке передач. Многие производители современных автомобилей в инструкциях к машине указывают, что процедура эта совсем не нужна — имеющейся смазки для трансмиссии вполне хватит на весь срок службы. На самом деле это совсем не так, и в российских условиях менять смазочные материалы в механических трансмиссиях просто необходимо. От этого зависит работа механизма коробки переключения передач.
Замена масла в механической коробке передач обязательна. Но как часто это делать? Зачастую производители рекомендуют выполнять замену через 35-40 тысяч километров. Если же автомобиль в процессе эксплуатации подвергается высоким нагрузкам, тогда замену смазочных жидкостей необходимо выполнять не реже, чем раз в год. Иногда масло следует менять и чаще. Попробуем подробнее разобраться в этом вопросе на примере различных марок автомобилей.
- Зачем менять масло в КПП?
- Как изнашиваются детали МКПП?
- Классификация трансмиссионных масел
- Минеральные трансмиссионные жидкости
- Полусинтетические масла
- Синтетические масла
- Пора ли на замену?
- “Лада-Гранта”: сроки замены трансмиссионной смазывающей жидкости
- «Форд»: замена масла в механической коробке передач
- Nissan Note
- «Шевроле-Реззо»
- Резюме
Зачем менять масло в КПП?
Да и правда, зачем? Тем более что в современных автомобилях производители устанавливают якобы необслуживаемые коробки. На самом деле это обман. Масло для трансмиссий, как и любое другое, имеет определенный срок службы. Этот срок значительно выше, чем у моторных, но в процессе эксплуатации МКПП пары трения, так или иначе, но изнашиваются. В результате образуются металлические частички. Эта стружка попадает в смазочную жидкость, а затем скапливается в масляном картере. А куда она девается потом? Масло находится в постоянном движении – вся эта стружка вместе с ним будет растекаться по деталям и узлам этого механизма. Стружка вместе со смазочной жидкостью будет действовать уже не как масло, а как сильный абразив. Это усилит износ шестерен, синхронизаторов, валов и прочих деталей.
Как изнашиваются детали МКПП?
Процесс износа проходит три этапа. Так, на первом детали прирабатываются друг к другу – это часто называют обкаткой машины. Это быстрый процесс, однако именно в данный период пары трения изнашиваются максимально сильно – в масле скапливается много стружки. И в этот момент замена масла в механической коробке передач необходима более чем. Второй этап – самый долгий. Он длится в течение всего срока службы коробки переключения передач. Здесь наблюдается минимальный уровень износа – пары уже притерлись друг к другу, на них не осталось ничего лишнего.
Наконец, третий этап – самый последний. Здесь деталь интенсивно изнашивается, а затем разрушается. Тут не поможет даже замена масла – шестерню или вал можно просто выбросить. Чтобы не допустить таких интенсивных процессов износа, обязательно рекомендуется заменить масло в КПП на новом автомобиле на пробеге примерно 20-40 тысяч километров. Далее специалисты рекомендуют заливать новую трансмиссионную жидкость примерно через 100-150 тысяч километров, так как детали коробки практически не изнашиваются. Но эти цифры актуальны только для новых авто. Автомобили с пробегом – это совсем другая история.
Классификация трансмиссионных масел
Периодичность замены масла в механической коробке передач зависит не только от режима эксплуатации машины и пробега, но и от типа смазочной жидкости. Производители предлагаются сегодня несколько видов современных масел.
Минеральные трансмиссионные жидкости
Заливать такие масла рекомендуется для низкооборотистых систем трансмиссий, в которых не слишком высокое трение, а обороты двигателя редко превышают порог в 2-3 тыс. об. Сюда можно отнести заднеприводные автомобили. Чаще всего недорогие минеральные масла покупают владельцы классических моделей ВАЗ, а также грузовых авто. Что касается периодичности, с которой рекомендуется минеральное масло менять, то это примерно 30-40 тыс. км пробега автомобиля. Срок такой небольшой потому, что минеральные масла не могут очищаться. Такая смазка очень быстро теряет свои свойства. Цена на данную продукцию – одна из самых низких. К минеральным трансмиссионным жидкостям, которые есть в ассортименте автомагазинов, относятся масла 75W-90 брендов Лукойл, Мобил и других.
Полусинтетические масла
Данная продукция предназначена для более мощных оборотистых автомобилей и механических коробок. Высокооборотистый мотор – это тот, оптимальные характеристики которого находятся в пределах 3-4 тыс. об. Это все современные модели АвтоВАЗа – например, «Лада-Гранта» (коробка передач механическая). Замена масла может быть выполнена через каждые 30-40 тыс. км – это рекомендация специалистов. Также полусинтетические масла можно заливать в «Приору» и «Калину».
Синтетические масла
Эти продукты принято заливать в автоматические коробки. Однако это также хороший выбор для механических трансмиссий. Это максимально очищенный состав, в котором есть большой пакет присадок, – они предупреждают работу на высоких нагрузках, защищают механизм от коррозии и сильного износа.
Заливают трансмиссионную синтетику чаще всего в дорогие автомобили зарубежных производителей. Цена на эту группу смазочных материалов довольно высока, но и эффективность – одна из самых высоких. Срок замены масла в механической коробке передач при условии, что используется синтетика, – не меньше 70 тыс. км.
Пора ли на замену?
Кроме рекомендуемых производителями и специалистами по ремонту параметров, необходимо также ориентироваться на состояние узла, а также на его работоспособность. В процессе вращения шестерен, кроме мелкой стружки, образуется и влага, или же конденсат, он попадет в масло, которое при взаимодействии с ним практически сразу теряет свои свойства. Снижение смазывающих характеристик приведет к появлению характерных звуков. Все это говорит о том, что близится замена масла в механической коробке передач машины. Качество масла можно определить при помощи щупа. Если жидкость черного цвета с характерным горелым запахом, то это сигнал о том, что смазка давно потеряла свои свойства, и замена должна быть выполнена в кратчайшие сроки, даже если срок по пробегу еще не наступил.
“Лада-Гранта”: сроки замены трансмиссионной смазывающей жидкости
На автомобилях от АвтоВАЗа, таких как “Лада-Гранта”, “Приора”, “Калина”, устанавливали однотипные механические трансмиссии. Это хорошо знакомая владельцам ВАЗов с МКПП-2180-2181. Кстати, на базе этого агрегата построена и роботизированная КПП. Замена масла в этой коробке производится каждые 75 тыс. км пробега или же после прохождения 5 лет эксплуатации автомобиля – исходят из того, что наступило раньше. Процесс замены не составит особого труда.
В зависимости от типа коробки заливают различное количество смазочной жидкости. Если в трансмиссии тяговый привод, тогда необходимо лить 3,1 л. Если же он тросовый или коробка АМТ, тогда производитель рекомендует не более 2,25 л.
«Форд»: замена масла в механической коробке передач
«Форд» очень популярен в России. Замена масла в механической коробке передач на этих авто по регламенту производителя должна проводиться через каждые 50 000 км. Это актуальная цифра для модели Focus. Однако эта цифра актуальна, если машина эксплуатируется в идеальных условиях. Если же автомобиль часто стоит в пробках, двигается по пыльным дорогам, тянет тяжелый прицеп, специалисты рекомендуют сократить этот срок в два раза. Между заменами обязательно рекомендуется наблюдать за уровнем и качеством масла. Для авто «Форд-Фиеста» рекомендуемый срок замены – 70-80 тыс. км пробега. А вот производитель утверждает, что залитая жидкость будет работать в течение всего срока службы авто.
Nissan Note
Замена масла в механической коробке передач Ниссан-Ноте должна выполняться по рекомендациям производителя через каждые 90 тыс. км. Но опять-таки, это актуально, если машина эксплуатируется бережно и аккуратно. В тяжелых условиях этот срок нужно делить на два. По объему в МКПП необходимо заливать до 3 литров трансмиссионной жидкости.
«Шевроле-Реззо»
Для этих автомобилей производитель рекомендует выполнять полную замену трансмиссионной жидкости через каждые 30 000 км. Только так коробка передач будет радовать владельца тихой работой и плавными переключениями. Многие владельцы считают, что данный срок слишком мал, и отступают от регламента, производя обслуживание КПП через 50-60 тыс. км. Это не совсем правильно.
Как обслуживается механическая коробка передач Шевроле-Реззо? Замена масла на данном автомобиле производится, как и в прошлом случае, – каждые 30 тысяч километров. Однако она может понадобиться и раньше – следует проверять уровень при помощи щупа, смотреть на цвет жидкости. Если смазывающие свойства утеряны, замена может быть выполнена и раньше.
Резюме
Срок жизни любого механизма зависит от качества смазки. Коробка передач не исключение. Важно своевременно обслуживать этот механизм, тогда автомобиль прослужит своему владельцу верой и правдой в течение долгих лет.
Не стоит медлить с этой процедурой. Замена масла в механической коробке передач снизит износ деталей и нагрузки, которые испытывает коробка. Регулярное обслуживание трансмиссии значительно снижает риск поломки механизмов в ней.